Мир религий

"В некоторых поражениях больше триумфа, чем в победах. "
 Монтень    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31




Структура и принцип буддийского календаря

   

Структура и принцип буддийского календаря 

В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Он широко используется не только для вычисления дат традиционных буддийских праздников, но и для объяснений важнейших астрономических и метеорологических событий года, определения времени проведения сельскохозяйственных работ, предсказаний спокойствия или волнений в обществе, составления индивидуальных гороскопов. Практикующий буддист никогда не будет принимать ответственных решений, не приступит к важным делам и не отправится в далекое путешествие, предварительно не посмотрев календарь и не посоветовавшись с монахом-астрологом.

В Центральной и Восточной Азии с древних времен велись тщательные астрономические наблюдения за движением Солнца, Луны, Юпитера, Сатурна, других планет, звезд и созвездий, которые и легли в основу календарного счисления времени.

Основой для календарных систем буддийских стран стал китайский календарь - самый древний из всех календарей Центральной и Восточной Азии. Значение этого календаря далеко не ограничивается хронологией: он является едва ли не самым наглядным и полным воплощением фундаментальной для китайской цивилизации идеи гармонического единства трех сил мироздания - Неба, Земли и Человека. Он выявлял и вместе с тем обосновывал взаимное соответствие процессов земной, небесной и человеческой деятельности. Этот календарь отличался необычайной жизненностью и убедительностью, поскольку отражал не только закономерности в природе, но и был теснейшим образом связан с хозяйственной деятельностью, со всеми сторонами быта, навыков и знаний китайцев. Достаточно сказать, что китайская медицина различает в теле человека 365 основных чувствительных точек - по числу дней в году.

В понятиях астрономии универсализм китайского календаря проявился искусным сочетанием лунного и солнечного ритмов, причем в качестве основной единицы измерения времени было принято чередование фаз луны. В китайском календаре начало месяца всегда совпадает с новолунием, а середина - с полнолунием. Тридцать лунных дней составляют месяц, а двенадцать лунных месяцев - год.

Влияние лунного календаря проявилось и в тенденции соотносить обряды с тем числом месяца, которое соответствовало его порядковому номеру в годовом цикле. Эта тенденция зародилась в первые века нашей эры и к эпохе позднего средневековья уже определяла даты совершения сезонных обрядов во 2, 3, 5, 6, 7 и 9-м месяцах.

Вместе с тем в Китае, в стране развитого земледелия, не могли не учитывать и годовое движение солнца, определявшее смену сезонов и, следовательно, характер и сроки сельскохозяйственных работ. Подобно многим другим народам, китайцы с древности различали 12 созвездий солнечного Зодиака, которым были присвоены названия животных. Впоследствии в буддийской традиции даже сложилась легенда о том, что Будда перед уходом в Нирвану призвал к себе всех животных, однако проститься с ним пришли только Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. В благодарность Будда вручил каждому из этих животных по одному году для управления, причем годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний "цикл животных".

Китайские астрономы с глубокой древности умели поддерживать соответствие солнечного и лунного ритмов в календаре. С этой целью семь раз в девятнадцать лет в календарь вставлялся дополнительный месяц, причем делалось это таким образом, чтобы не нарушить соотношение лунного и солнечного календаря в годовом цикле.

Новый год по китайскому лунному календарю наступает в первое новолуние после вхождения Солнца в созвездие, именуемое в западной традиции Водолеем. По григорианскому календарю это происходит не ранее 21 января и не позднее 19 февраля. Тибетский и монгольский календари имеют расхождения с китайским в пределах от двух недель до одного месяца, поскольку протяженность месяцев этих календарей различна, и Новый год в Тибете и в Монголии отмечается в феврале - марте, после его наступления по китайскому календарю. В странах Юго-Восточной Азии (кроме Вьетнама), где используется индийский лунный календарь, Новый год отмечается в середине апреля.

Характерной особенностью этого календаря является система летосчисления по шестидесятилетнему циклу (кит. ганьчжи), принцип составления которого заключается в совмещении "десяти стволов" и "двенадцати ветвей".

"Десятью стволами" (кит. шигань, тиб. джунба, монг. табан махабоди) называются десять особых циклических знаков, которые соотносятся с Небом и пятью формами проявления единой мировой энергии, пятью "элементами" или "стихиями" (кит. усин, санскр. махабхути), имеющими следующие наименования:

Дерево - проявляется как рождение, развитие, созидание, распространение и движение;
Огонь - проявляется как рост, жар, страсть, агрессивность, прояснение, трансформация и уничтожение;
ЗемляМеталл - проявляется как твердость, острота, сухость, холодность, чистота, справедливость и старость;
Вода - проявляется как способность принятия любых форм, проникновение, увлажнение, инерция, покой, скрытая сила, холод и смерть.

Каждая из стихий управляет двумя годами, так как имеет две природы, соответствующие двум началам бытия (кит. ян и инь) - "жесткому" и "мягкому", "мужскому" и "женскому", "явленному" и "сокрытому" и т.д. Таким образом выстраивается ряд из десяти циклических знаков, обозначающих стихии и их природу ("мужскую" - нечетные знаки: 1, 3, 5, 7, 9 и "женскую" - четные знаки: 2, 4, 6, 8, 10). Каждой стихии соответствует свой символический цвет и своя планета (См. таблицу):
СтихияЗнакПрирода стихииЦветПланета
Дерево (Му)1. (Цзя)янсинийЮпитер
2. (И)инь
Огонь (Хо)3. (Бин)янкрасныйМарс
4. (Дин)инь
Земля (Ту)5. (У)янжелтый Сатурн
6. (Цзи)инь
Металл (Цзинь)7. (Гэн)янбелыйВенера
8. (Синь)инь
Вода (Шуй)9. (Жэнь)янчерныйМеркурий
10. (Гуй)инь

(В индийской астрологии, которая используется в Тибете наряду с китайской, стихии Дерево соответствует Воздух, а стихия Металл объединена со стихией Земля).

Знаки 12-летнего "цикла животных" получили название шиарчжи (тиб. локхор) - "двенадцать ветвей". Эти знаки соотносятся с Землей и имеют разнообразное применение: они служат для обозначения периодов времени - эпох, лет, месяцев, порядкового числа дней и времени суток. 12 знаков "цикла животных" также олицетворяют 12 видов влияния космической энергии на человека, которые особо проявляются в год его рождения, формируют его характер и во многом определяют его дальнейшую судьбу (см. таблицу):

ЗнакЖивотноеСозвездиеКалендарный периодМесяцВремя суток*
Зима
1. (Цзы)МышьСтрелец22 ноября - 21 декабря1111.00 - 13.00
2. (Чоу)КороваКозерог22 декабря - 20 января1213.00 - 15.00
Весна
3. (Инь)ТигрВодолей21 января - 19 февраля115.00 - 17.00
4. (Мао)КроликРыбы20 февраля - 20 марта217.00 - 19.00
5. (Чэнь)ДраконОвен21 марта - 19 апреля319.00 - 21.00
Лето
6. (Сы)ЗмеяТелец20 апреля - 20 мая421.00 - 23.00
7. (У)ЛошадьБлизнецы21 мая - 21 июня523.00 - 01.00
8. (Вэй)ОвцаРак22 июня - 21 июля601.00 - 03.00
Осень
9. (Шэнь)ОбезьянаЛев22 июля - 21 августа703.00 - 05.00
10. (Ю)КурицаДева22 августа - 22 сентября805.00 - 07.00
11. (Сюй)СобакаВесы23 сентября - 22 октября907.00 - 09.00
Зима
12. (Хай)СвиньяСкорпион23 октября - 21 ноября1009.00 - 11.00

*Существуют два принципа соответствия знаков Зодиака животных времени суток: в тибетском календаре распределение знаков начинается с полудня, поэтому знаку Мыши соответствуют часы 11:00 - 13:00, знаку Лошади - 23:00 - 01:00 (полночь) и т.д.; в китайском календаре границей суток считается полночь, поэтому знак Мыши управляет часами 23.00 - 01.00, знак Лошади, соответственно, выпадает на полдень - (11.00 - 01.00) и т.д. Это необходимо учитывать при использовании тибетских и китайских календарей и гороскопов.

Характеристика каждого года в этом двенадцатилетнем цикле складывается из наименования управляющего им знака "ветвей" и одного из знаков "стволов" и его символического цвета.

Так как знаков "ветвей" на два больше, чем знаков "стволов", то при 11-м знаке "ветвей" повторяется первый знак "стволов", и благодаря этому сдвигу первый знак "стволов" совпадает с первым знаком "ветвей" после шестикратного повторения, тогда как "ветви" за этот срок повторяются только пять раз. Началом очередного цикла считается тот год, в который совпадают 1-й циклический знак и 1-й знак Зодиака.

Согласно буддийскому преданию, эту календарную систему проповедовал сам бодхисаттва мудрости Манджушри.

За начало циклической эры, т.е. за первый год первого цикла, принят год Дерева-Мыши, соответствующий 2637 г. до н. э. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного родоначальника китайской цивилизации императора Хуанди.

К настоящему времени прошло 77 полных циклов, и с 1984 г. начался 78-й цикл, а следующий, соответственно, начнется с 2044 года.

77-й (предыдущий) цикл
" п/пЗнакГод" п/пЗнакГод" п/пЗнакГод
1дерева-мыши192421дерева-обезьяны194441дерева-дракона1964
2дерева-коровы192522дерева-курицы194542дерева-змеи1965
3огня-тигра192623огня-собаки194643огня-лошади1966
4огня-кролика192724огня-свиньи194744огня-овцы1967
5земли-дракона192825земли-мыши194845земли-обезьяны1968
6земли-змеи192926земли-коровы194946земли-курицы1969
7металла-лошади193027металла-тигра195047металла-собаки1970
8металла-овцы193128металла-кролика195148металла-свиньи1971
9воды-обезьяны193229воды-дракона195249воды-мыши1972
10воды-курицы193330воды-змеи195350воды-коровы1973
11дерева-собаки193431дерева-лошади195451дерева-тигра1974
12дерева-свиньи193532дерева-овцы195552дерева-кролика1975
13огня-мыши193633огня-обезьяны195653огня-дракона1976
14огня-коровы193734огня-курицы195754огня-змеи1977
15земли-тигра193835земли-собаки195855земли-лошади1978
16земли-кролика193936земли-свиньи195956земли-овцы1979
17металла-дракона194037металла-мыши196057металла-обезьяны1980
18металла-змеи194138металла-быка196158металла-курицы1981
19воды-лошади194239воды-тигра196259воды-собаки1982
20воды-овцы194340воды-зайца196360воды-свиньи1983



78-й (текущий) цикл
" п/пЗнакГод" п/пЗнакГод" п/пЗнакГод
1дерева-мыши198421дерева-обезьяны200441дерева-дракона2024
2дерева-коровы198522дерева-курицы200542дерева-змеи2025
3огня-тигра198623огня-собаки200643огня-лошади2026
4огня-кролика198724огня-свиньи200744огня-овцы2027
5земли-дракона198825земли-мыши200845земли-обезьяны2028
6земли-змеи198926земли-коровы200946земли-курицы2029
7металла-лошади199027металла-тигра201047металла-собаки2030
8металла-овцы199128металла-кролика201148металла-свиньи2031
9воды-обезьяны199229воды-дракона201249воды-мыши2032
10воды-курицы199330воды-змеи201350воды-коровы2033
11дерева-собаки199431дерева-лошади201451дерева-тигра2034
12дерева-свиньи199532дерева-овцы201552дерева-кролика2035
13огня-мыши199633огня-обезьяны201653огня-дракона2036
14огня-коровы199734огня-курицы201754огня-змеи2037
15земли-тигра199835земли-собаки201855земли-лошади2038
16земли-кролика199936земли-свиньи201956земли-овцы2039
17металла-дракона200037металла-мыши202057металла-обезьяны2040
18металла-змеи200138металла-быка202158металла-курицы2041
19воды-лошади200239воды-тигра202259воды-собаки2042
20воды-овцы200340воды-зайца202360воды-свиньи2043


Таким образом, различные порядки счисления времени и устанавливаемые ими соответствия между космическими силами и явлениями складываются в единую космологическую систему, объединяющую циклическое и линейное время. Неудивительно, что календарь почитался как одна из священных регалий власти и в самом Китае, и в тех странах, где он впоследствии начал использоваться. Сакрализация календаря как в духовной практике, так и в категориях государственной политики основывалась на понимании календаря как универсального воплощения целостности пространства и времени, хаоса (хуньдунь) - бесконечного богатства разнообразия, которое являлось "отсутствующим" в любой точке пространства и времени, но выступало подлинным условием самодостаточности каждого момента бытия. Отсюда и выдвигавшееся китайской традицией требование неповторяемости, ежедневного обновления (жи синь), распространявшееся на все области человеческой деятельности - от принятия важных государственных решений до занятий гимнастическими упражнениями и стрижки волос.

С другой стороны, буддийская концепция перерождений рассматривает появление человека в мире как практически непредсказуемое проявление закона кармы, а не результат линейного исторического развития. Поэтому в отличие от календарных традиций иудаизма, христианства и ислама, в которых хронология была необходима для отсчета времени от Сотворения мира, Рождества Христова и хиджры (переселения Мухаммеда из Мекки в Медину), буддийская традиция не придавала линейности и хронологии никакого значения. Принцип хронологического летосчисления был введен в буддизме лишь в начале 50-х гг. ХХ в., чтобы отметить в 1956 г. 2500-летие со дня Ухода в Нирвану (Паринирваны) Будды Шакьямуни. При этом за точку отсчета был взят 544 г. до н. э. - год, в котором согласно преданию произошло это событие. Он и считается первым годом эры Нирвана - общебуддийского летосчисления, применяемого в настоящее время. Таким образом, 2000 год по григорианскому календарю считается 2544 годом эры Нирвана. Однако в каждой буддийской стране по-прежнему продолжает использоваться собственная традиционная и исторически сложившаяся система календарных расчетов и хронологии. Например, в тибетском календаре летосчисление ведется от так называемого "царского года" - года восшествия на престол первого царя Тибета Ньятри Ценпо, которое произошло в 127 г. до н. э. (поэтому 2000 год соответствует 2127 году тибетского календаря) и т. д.

В Корее, Японии и в странах Юго-Восточной Азии календарь 60-летнего цикла начинает использоваться с IV-IX веков, т.е. в период распространения и утверждения там буддизма.

В Тибете китайский лунный календарь впервые появляется во время правления царя Сонгцэна Гампо (627-650 гг.), когда его жена, китайская принцесса Вэньчэнь, привезла с собой астрологические трактаты. В Монголии двенадцатилетний цикл Зодиака животных впервые был введен в 1210 г., 60-летний цикл появился в начале XIV в., а календарно-астрологическая система (Зурхай) окончательно сформировалась уже к концу XVI в., когда в стране утвердилось учение школы Гэлугпа.

Бурят-монгольский календарный цикл, как и китайский, начинается с года Дерева-Мыши, тогда как тибетский - с года Огня-Кролика. Это объясняется тем, что в 1027 г. (год Огня-Кролика) кашмирский монах Соманатха ввел в Тибете индийскую астрологическую систему Калачакры (тантрического буддизма), которую по преданию Будда Шакьямуни проповедовал в конце своей жизни. Таким образом, за первый год шестидесятилетнего цикла в тибетском календаре принимается "женский" год Огня-Кролика, а началом года (по Калачакре) считается 1-й день третьего месяца китайского лунного календаря, выпадающий на середину апреля календаря григорианского. По названию первого года и сам цикл получил в Тибете название Рабджун. В результате введения Калачакры в тибетском буддизме были приняты две календарно-астрологические системы - индийская (Карци), называемая "белой" и китайская (Джунци), называемая "черной". (Названия "белая" и "черная" были даны в соответствии с преобладающими цветами одежд, которые носили жители Индии и Китая). "Белая астрономия" нашла большое применение в летосчислении (календарях и хронологических таблицах), тогда как положения "черной астрономии" используются преимущественно в астрологии.

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100