Мир религий

"Для духа, сознающего свою силу, нет внешней власти: он не боится ни огня, ни железа, ни клеветы, он не боится ничего на свете. "
 Марк Аврелий    

















События
Аналитика
Досье
Лексикон
Зеркало СМИ
Календарь
Библио
Афиша

Архив


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31




Праздники и особые дни буддийского календаря

   

Праздники и особые дни буддийского календаря 

Буддизм характеризуется многообразием форм обрядовой и культовой практики, которая возникала и развивалась под влиянием традиций и обычаев разных народов, существенно отличающихся по своей культуре, менталитету, языку и жизненному укладу. Но несмотря на множество и разнообразие традиций, в буддизме сохранилось главное связующее начало, которое объединяет всех его последователей, независимо от их принадлежности к той или иной школе и направлению, и позволяет буддизму оставаться целостной системой, отличной от других религий и духовных течений. Это - личность самого Будды Шакьямуни, его учение о спасении (Дхарма) и организованная им монашеская община (Сангха). С почитанием "Трех Драгоценностей" (санскр. Ратнарая) - Будды, Дхармы и Сангхи - связаны все основные буддийские праздники. Различия наблюдаются только в том, как именно проходят празднования, поскольку каждая культура и традиция придает праздникам свой особый стиль и форму, посредством которых раскрывается их содержание. Существуют некоторые различия и в системе календарных расчетов.

Все буддийские праздники отмечаются по лунному календарю. Большинство праздников приходится на дни полнолуния и их даты, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев.

Праздники имеют следующую календарную последовательность:

Январь -февраль

День Сангхи (Магха Пуджа) - отмечается последователями тхеравады

Праздник отмечается в полнолуние одиннадцатого месяца индийского лунного календаря (январь-февраль). Предание повествует о том, что за три месяца до своей кончины Будда завершил уединение в Оленьей роще (Сарнатхе) и направился в город Раджагаха. Здесь, в монастыре Верувана, собрались 1250 его учеников. Будда сообщил им о своей предстоящей смерти и дал им "Винаю" - монашеский устав, который по традиции читается вслух монахами каждые две недели. Так было положено начало первой монашеской общине - Сангхе, которую возглавили два старших ученика Будды - Шарипутра и Маудгальяяна. Традиция называет это собрание "Четырехкратным", поскольку: 1) все собравшиеся были Архатами (святыми подвижниками, достигшими Просветления); 2) все получили посвящение непосредственно от Будды; 3) все собрались по доброй воле, без повеления настоятеля; 4) это произошло в полнолуние месяца магха (соответствует январю-февралю григорианского календаря - отсюда и название праздника).

Во всех монастырях и храмах во время праздника совершаются торжественные молебны, устраиваются процессии с зажженными свечами и проводятся церемонии по чтению Вессантара-джатаки - очень популярного сочинения, содержащего 550 историй о прежних рождениях Будды. В дни праздника миряне посещают монастыри и делают монахам праздничные подношения в знак уважения и почитания "Трех Драгоценностей" (санскр. Ратнарая): Будды, его учения (Дхармы) и монашеской общины (Сангхи).

В день этого праздника в монастырях также проводится торжественная закладка новых храмов и других культовых сооружений.

МАРТ

День рождения Бодхисаттвы Авалокитешвары - отмечается последователями махаяны

Праздник отмечается в день полнолуния второго месяца лунного календаря (март). Согласно учению махаяны Бодхисаттва (санскр. бодхи - "просветленный" и саттва - "сущность") представляет собой существо, достигшее просветления, но сознательно задерживающее свой переход в Нирвану ради того, чтобы оказывать помощь другим. Из сострадания к живым существам Бодхисаттва постоянно возвращается в мир сансары (перерождений) чтобы помочь всем, кто в нем пребывает.

Бодхисаттва милосердия Авалокитешвара считается эманацией будды Амитабхи и является одним из наиболее почитаемых божеств во всех школах махаяны. Традиция насчитывает 32 формы, в которых он появляется для спасения страдающих (в том числе в образе индуистских божеств Брахмы, Ганеши, Вишну и Шивы). В странах Дальнего Востока наибольшее распространение получил женский образ (манифестация) Авалокиташвары - кит. Гуаньинь, яп. Каннон. В традиции ваджраяны (ламаизма) Авалокитешвара (тиб. Ченрези, монг. Арьябала) наиболее часто изображается с 8 руками и 11 ликами, образовавшимися от сочувствия к страданиям людей. Согласно учению ламаизма, глава школы Гелугпа, Далай Лама, считается его земным воплощением.

В день праздника во всех храмах совершаются молебны в честь Авалокитешвары и устраиваются торжественные процессии и шествия.

АПРЕЛЬ

Новый Год - отмечается последователями тхеравады

В странах Юго-Восточной Азии (буддизма тхеравады), где используется индийский лунный календарь, первый месяц года выпадает на апрель григорианского календаря и Новый Год отмечается 13 апреля (исключение составляет Бирма, где он отмечается 16 апреля). Новогодние празднества продолжаются в течение трех дней. Во время праздника у монастырей и храмов сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру - центр мироздания и обитель божеств в буддийской космологии. На статуи Будды надевают монашеские одеяния, которые потом раздаются монахам. В Бирме и Лаосе существует обычай покупать живую рыбу и выпускать ее на волю, проявляя тем самым сострадание к живым существам. В Таиланде принято обливать друг друга водой и окроплять водой статуи Будды.

АПРЕЛЬ - МАЙ

День проповеди Буддой Калачакра-тантры (Дуйнхор-Хурал) - отмечается последователями ламаизма

В течение трех дней, с 14-го по 16-й день третьего месяца лунного календаря (апрель-май) последователи ламаизма отмечают праздник Дуйнхор-Хурал, установленный в память о проповеди Буддой учения Калачакра-тантры (главное торжество проводится в 15-й день). Учение Калачакры (санскр. "Колесо времени") является основой ваджраяны - направления тантрического буддизма, к которому относится ламаизм. Согласно традиции, Калачакра-тантру начал распространять в Индии в 965 г. аскет Цилупа, принесший это учение из легендарной страны Шамбала, где оно сохранялось с того времени, когда было проповедано Буддой царю этой страны Сучандре. Особое значение в этом учении придается практике мантры (магической формулы призывания и заклинания божества), при многократном повторении которой можно достичь Просветления (состояния Будды) не за длительный период множества перерождений, а за одну жизнь. В учении Калачакра-тантры была разработана концепция Адибудды - первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни (санскр. праджня - трансцедентальная мудрость и божественная интуиция), олицетворяющих слияние Времени и Пустоты. Главная цель учения Калачакра-тантры - внутренняя реализация тождества микро- и макрокосма, понимаемого как Пробуждение (Бодхи), - достигается с помощью сложного комплекса психофизических упражнений, проводимых, как правило, по методу "шестичленной йоги".

В дни праздника в монастырях проводятся торжественные молебны (хуралы) с чтением трактата Калачакра-лагху-тантра-раджа. Характерным элементом этих молебнов является то, что во время их проведения монахи надевают на себя особые головные уборы и используют священные предметы, символизирующие элементы учения Калачакра-тантры. Особое значение в дни праздника придается чтению мантр.


МАЙ

День пахоты (Раек На) - отмечается буддистами Таиланда

Этот праздник отмечается в середине второго месяца индийского лунного календаря (май), в день половины луны. Праздник связан с началом весенних полевых работ, но посвящается памяти первого Просветления Будды Шакья Муни. По преданию, Будда достиг первого Просветления в семилетнем возрасте, когда он ездил со своим отцом смотреть как распахивают поле. В храмах в этот день совершаются молебны в память об этом событии. Их завершает праздничное шествие, во время которого двух белых волов запрягают в плуг, окрашенный в золотой цвет. За плугом идут четыре девушки в белых одеждах и разбрасывают зерна риса из золотых и серебряных корзинок.

МАЙ - ИЮНЬ

День Рождения, Просветления и Ухода в Нирвану Будды (Вишакха Пуджа, или Весак)

Праздник отмечается в день полнолуния второго месяца индийского лунного календаря, который выпадает на конец мая - начало июня календаря григорианского. Название этого месяца - санскр. вишакха, пали весак - закрепилось и за этим праздником. Он посвящен трем самым главным событиям из жизни Будды Шакья Муни: его Рождению (Джаянти), Просветлению (Бодхи) и Уходу в Нирвану (Паринирване). Поскольку большинство буддийских школ, считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество.

Предание так описывает рождение Будды - принца Сиддхартхи Гаутамы (Шакья Муни): царице Майе, супруге правителя народа шакья Шуддходаны, приснился сон, в котором она увидела как молодой белый слон с шестью бивнями спустился с неба и вошел в ее лоно. Боги открыли ей, что она родит сына, который станет Буддой (Просветленным). Когда подошло время рождения ребенка, царица отправилась к своим родителям. По пути она посетила прекрасный сад, называемый "роща Лумбини", который был полон цветов и поющих птиц. Внезапно у царицы начались роды и она родила Будду прямо среди цветов. С неба хлынули два потока воды: один был прохладный и освежающий, другой - теплый и благоуханный. Они омыли Будду и его мать. Младенец встал на ноги сразу после того, как родился. Укрытый от солнца белым зонтом, который держали над ним боги, он повернулся лицом к северу и сделал семь шагов. Затем, бросив взгляд на остальные три стороны, он произнес: "Я господин мира и лучший в нем. Это мое последнее рождение и больше я не появлюсь на свет".

Проведя 29 счастливых лет во дворце своего отца, Сиддхартха Гаутама покинул его и ушел на поиски истины, которую он открыл в возрасте 35 лет, сидя под деревом бодхи. Став Просветленным (Буддой), он начал проповедовать открывшуюся ему Истину (Дхарму) и основал монашескую общину (Сангху). Когда Будде исполнилось 80 лет, он решил завершить свое земное существование и отошел в Нирвану - вечное и высшее бытие, в котором отсутствует цепь перерождений.

Вишакха Пуджа считается самым важным из всех буддийских праздников. В дни праздника во всех монастырях проводятся торжественные молебны и устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, - они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов масляные лампы также расставляются вокруг священных деревьев (бодхи) и ступ. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны). Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность Учению Будды. С особой тщательностью в дни праздника соблюдается заперт на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред маленьким живым существам. После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки (дана), чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.

Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами в знак памятных событий, происшедших в роще Лумбини во время рождения Будды.

В канун праздника люди посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

В традиции ламаизма этот праздник - тиб. Сага Дава, монг. Дончод-Хурал - является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и когда повсюду зажигаются светильники. В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских сооружений по часовой стрелке: сначала совершающий этот обход отмеривает расстояние своим телом, распростершись на земле, а затем поднимается и встает на то место, которого коснулось его лицо и продвигается вперед подобным образом. Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно - поминовение Будды.

ИЮНЬ

День очищения (Дзамлинг Чизанг) - отмечается буддистами Тибета

Этот праздник отмечается в Тибете в день полнолуния пятого месяца лунного календаря (июнь). В день праздника приносят пять жертв охраняющим духам, которые защищают человека, его семью и святые для буддистов места. Эти духи-хранители считаются национальными тибетскими божествами и для них возводятся храмы рядом с буддийскими монастырями. Согласно традиции, они были обращены в буддизм и стали его покровителями.

Как правило, миряне за три дня до праздника перестают есть мясо и тем самым получают право участвовать в обряде принесения жертв, который представляет собой сожжение на алтаре жареного ячменя и сладостей.

ИЮНЬ-ИЮЛЬ

Посон - отмечается буддистами Шри-Ланки

Праздник Посон отмечается только в Шри-Ланке, в день полнолуния третьего месяца индийского лунного календаря (июнь-июль). Согласно традиции, в 250 г. до н. э. в Шри-Ланку приехал сын индийского царя Ашоки, монах Махинда, чтобы обратить жителей этой страны в буддизм. В этот день обычно устраиваются процессии, называемые перахара, во время которых по городу с большой торжественностью, под звуки барабанов и огни фейерверков, проводят человека, пользующегося особым уважением, или проносят какую-либо реликвию или иной предмет поклонения. Часто на колеснице по городу провозится статуя Махинды, специально изготовленная для этой церемонии. В городе Михинтала, расположенном недалеко от древней столицы Анапурны, куда, как считается, и прибыл Махинда, этот праздник отмечается с особой торжественностью.

ИЮЛЬ

Круговращение Майтреи (Майдари-хурал) - отмечается последователями ламаизма

Праздник отмечается в четвертый день шестого месяца (июль) и празднуется в течение трех дней. Он посвящен приходу на землю Майтреи - Будды Грядущего. Согласно учению махаяны, Будда Майтрея пребывает на небе Тушита и ожидает того времени, когда сможет переродиться в мире людей. Это время наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84000 лет и миром будет править чакравартин - справедливый правитель-буддист. Культ Майтреи особенно популярен в Центральной Азии и именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. В отличие от прочих будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы.

Майдари-хурал является одним из самых торжественных праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество народа. В этот день после праздничного молебна совершается торжественный объезд вокруг монастыря колесницы со статуей Будды Майтреи, в которую впряжено чучело слона или коня, окрашенное в зеленый цвет. В течение всего дня эта процессия движется вдоль наружной стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника - "Круговращение Майтреи". Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.

ИЮНЬ - АВГУСТ

День Дхармы (Асалха Пуджа)

Праздник Асалха Пуджа отмечается в день полнолуния шестого месяца по лунному календарю (конец июня - начало августа) и знаменует начало периода монашеского уединения, совпадающее с сезоном дождей (Вассой). Он посвящен первой проповеди Будды, в которой он изложил свое учение о Четырех Благородных Истинах и Повороте Колеса Закона. Эту проповедь Будда прочитал пяти отшельникам (садху): Каундинье, Вашпе, Бхадрике, Маханаману и Ашваджиту, с которыми впоследствии он основал первую монашескую общину (Сангху). Каундинья, выслушав эту проповедь, сразу достиг первого уровня Просветления - Сотапанны (чистоты мысли). Это произошло в Индии, в Оленьей роще (Сарнатх), вблизи города Бенарес.

Поскольку это событие знаменовало собой начало деятельности Будды как духовного лица и проповедника, монахи в день праздника читают сутру Дхармачакраправартана ("Поворот Колеса Закона"), произносят проповеди и дают мирянам наставления о правильном следовании Закону Будды. Многие посвящают этот день чтению священных текстов и медитации.

В странах, где исповедуется ламаизм, в день этого праздника (тиб. Чокхор Дучен) в храмах устраивается торжественная процессия, напоминающая карнавальную. Ее участники несут статуи Будды и ксилографы - надписи священных текстов, вырезанные на длинных прямоугольных деревянных досках. Это символизирует распространение Учения (Дхармы), ставшее возможным благодаря Просветлению и проповеди Будды.

Существует также обычай устраивать пикники на природе после завершения храмовых торжеств.

ИЮНЬ-СЕНТЯБРЬ

Уединение на период сезона дождей (Васса)

Проповедническая деятельность и вся жизнь Будды и его учеников была связана с постоянным странствием и скитаниями по землям Северной Индии. Во время сезона дождей (пали - васса), который начинается в конца июня и оканчивается в начале сентября, совершать путешествия было невозможно. По преданию именно в сезон дождей Будда впервые уединился со своими учениками в Оленьей роще (Сарнатхе). Поэтому уже во времена первых монашеских общин установился обычай останавливаться на период сезона дождей в каком-либо уединенном месте и проводить это время в молитве и медитации. Вскоре этот обычай стал обязательным правилом монашеской жизни и соблюдается школами всех направлений буддизма. В течение означенного периода (совпадающего, как правило, по времени с сезоном дождей) монахи не покидают свой монастырь, что дает им возможность заняться более глубокой практикой медитации и постижением буддийского Учения. Соответственно, на этот период сокращается и обычное общение монахов с мирянами.

Трехмесячное пребывание в монастыре во время сезона дождей связано и с преданием о вознесении Будды на небо Траястринса (пали Таватимса) - в царство 33 богов, которым управляет бог Сакка (Индра), - где он в течение трех месяцев читал проповеди о Дхарме богам и своей матери, возродившейся на этих небесах. Считается, что монахи в этот период с помощью медитации даже могут подняться на небо Траястринсы и слушать проповеди Будды, обретая тем самым неисчислимое количество заслуг. (Буддисты Бирмы отмечают это событие в полнолуние седьмого месяца индийского лунного календаря (октябрь) как День Абхидхармы).

В странах Юго-Восточной Азии миряне часто сами принимают монашество на сезон дождей и на протяжении трех месяцев ведут такой же образ жизни, как и монахи. В этот период также запрещается заключать браки и играть свадьбы. И поскольку по традиции тхеравады каждый мужчина хотя бы один раз в жизни должен прожить в монастыре и принести соответствующие монашеские обеты, период сезона дождей отмечается уходом на три месяца в монастыри мальчиков и юношей. Как правило обряд вхождения в монашескую общину (Сангху) сопряжен с немалыми расходами, поэтому часто семьи объединяются и совершают его сразу для нескольких человек.

По окончании периода уединения монахи исповедуются друг другу в содеянных грехах и просят прощения у своих собратьев по общине и в течение последующего месяца контакты и общение монахов с мирянами постепенно восстанавливается.

ИЮЛЬ-АВГУСТ

День поминовения усопших (Уламбана)

Этот праздник отмечается всеми буддистами, но особенно популярен в странах махаяны, где он отмечается с VI века. Он посвящен поминовению умерших предков и отмечается с первого по пятнадцатый день седьмого месяца лунного календаря (июль-август).

В основе праздника лежит предание о том, что однажды ученику Будды Маудгальяяне было видение образа матери, страдающей в царстве голодных духов (санскр. претов), где она переродилась после смерти за то, что съев мясо в постный день, отказалась покаяться в содеянном. Маудгальяяна спустился в царство голодных духов, отыскал там свою мать и попробовал накормить ее, но пища во рту грешницы сразу превращалась в горящие угли. Будда объяснил ученику, что его мать нуждается в особых молитвах, которые обеспечат ей в будущем лучшее перерождение. В 15-й день седьмого месяца Маудгальяяна преподнес монашеской общине щедрые дары, и благодаря молитвам монахов его мать была избавлена от мучений. После этого Будда призвал всех своих последователей совершать в этот день обряд поминовения усопших предков (санскр. уламбана).

Считается, что на 15 дней, в течение которых отмечается этот праздник, врата загробного мира открываются и души усопших (до семи поколений предков) посещают своих живущих родственников. Поэтому обряды праздника включают в себя три последовательных этапа: встречу душ умерших предков, их чествование и проводы.

На время праздника принято возвращаться в родные места и проводить его вместе с членами семьи. В первый день или накануне праздника все посещают кладбища, приводят в порядок могилы родственников и обязательно оставляют на них еду, а также кормят нищих и дают им милостыню. Для "встречи" душ предков вечером зажигаются фонари - их вывешивают перед домом, чтобы они освещали и указывали к нему дорогу душам усопших. "Возвращение" душ предков отмечается совместной молитвой всех членов семьи у домашнего алтаря, перед которым выставляются поминальные таблички с именами предков и жертвенное угощение (блюда, установленные местным обычаем, либо то, что любили покойные).

В храмах в дни праздника совершаются молебны о спасении душ всех усопших. С помощью огромных фонарей, вывешиваемых у входа и длинных шестов к храмам привлекаются все голодные духи (преты). Перед храмами на специальных помостах раскладывается угощение для неупокоенных душ, которое по окончании молебна раздается беднякам и нищим. Здесь же устраиваются театральные представления, воспроизводящие сцены из жизни Маудгальяяны. Монахи некоторых школ тантрического буддизма совершают в эти дни сложный обряд "насыщения голодных духов".

Несмотря на то, что праздник посвящен поминовению усопших, он всегда отмечается красочно, шумно и весело. Это объясняется верой в то, что души предков, приходя домой из загробного мира, хотят отблагодарить Будду за свое благополучное "возвращение". Но поскольку они не могут сделать это сами, Будду должны благодарить родные усопших. Кульминацией праздника является исполнение благодарственных танцев Уламбаны, которые устраиваются на площадках перед храмами, на улицах, в парках и в других публичных местах.

В последний день праздника совершается обряд "проводов" душ предков в загробный мир. Вечером повсюду вновь зажигаются фонари, чтобы осветить душам путь назад. Люди идут к берегу реки, озера или моря, опускают на воду зажженные бумажные фонарики, на которых пишут молитвенное заклинание и имя усопшего родственника. Плывущий по течению фонарик символизирует возвращение души в загробный мир.

Праздник Зуба Будды (Асола перахара) -- отмечается буддистами Шри-Ланки

В ночь полнолуния четвертого месяца индийского лунного календаря (конец июля - начало августа) в городе Канди (Шри-Ланка) проводится торжественная процессия под названием "Асола перахара", во время которой по улицам города проносят Зуб Будды - реликвию, хранящуюся в храме Далада Малигава.

В основе праздника лежит предание о том, что во время кремации тела Будды один из его учеников извлек из погребального костра зуб Будды и хранил его как бесценную реликвию. Затем эта реликвия была помещена в один из буддийских храмов Индии и хранилась там около восьми веков, но в IV веке, когда в Индии началась междоусобная война, ее перевезли в наиболее безопасное место - на остров Шри-Ланка. Здесь для зуба Будды был выстроен храм Далада Малигава, в котором он хранится и по сей день.

Этот праздник отмечается в течение 15 дней. Во время его проведения в храмах совершаются торжественные молебны, а в городе устраиваются пышные процессии: они сопровождаются шествием богато украшенных слонов, на одном из которых устанавливается ларец с Зубом Будды, танцами и фейерверками.

Праздник Асола перахара всегда имел больше национальный, а не религиозный характер. Раньше считалось обязательным участие в этих процессиях правителя Кандинского царства, поскольку владение реликвией давало ему право на занятие престола этой страны (в настоящее время те же функции исполняет глава городской администрации). Как считают сами монахи, праздник мало связан с буддийскими идеалами и является, скорее, делом мирян, чем монахов.

День рождения Гуру Ринпочхе (Падмасамбхавы) - отмечается последователями ламаизма

В 10-й день шестого месяца лунного календаря (конец июля - начало августа) буддисты Тибета отмечают праздник День рождения Гуру Римпочхе, посвященный памяти Падмасамбхавы - одного из первых индийских монахов, прибывших в Тибет во время правления царя Тисрондецана (755-791 гг.) и обративших в буддизм множество его жителей. Согласно преданию, при помощи магии и чародейства Падмасамбхава обратил в буддизм и языческих богов Тибета. Он также считается основателем древнейшей буддийской школы Тибета - Ньингмапа и монастыря Самье. С его именем связывается также проникновение в Тибет учения ваджраяны; введение театрализованной мистерии цам, которая в монастырях Тибета чаще всего устраивается во время празднования Нового Года, а в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве приурочивается к летним праздникам; и создание комментария на текст "Бардо тодол" ("Книги мертвых").

В этот день в храмах проводится обряд под названием цок: храмы украшают, развешивая по стенам яркие картины (танка), везде размещают статуи Будды, перед которыми ставят еду и зажигают светильники. В храмы приносятся цветы и благовония. После праздничного молебна следует медитация. Под конец еда, принесенная в дар, обычно раздается всем пришедшим в храм. Торжества завершает театрализованная мистерия цам, которая воспроизводит эпизоды из жизни Падмасамбхавы.

День памяти Падмасамбхавы отмечается также в 10-й день десятого месяца лунного календаря (ноябрь-декабрь).

ИЮЛЬ - СЕНТЯБРЬ

Дни памяти Архатов (Найдан-Хурал) - отмечаются последователями ламаизма

Начиная с дня полнолуния шестого месяца (конец июля) в течение 45 дней последователи ламаизма отмечают дни памяти Архатов (монг. Найдан). Архат (санскр. "достойный") - святой подвижник, который прошел путь духовного совершенствования и достиг его наивысшего уровня - Просветления (Бодхи). Буддийская традиция относит к числу Архатов ближайших учеников и последователей Будды (традиция хинаяны их насчитывает 16, а традиция махаяны - 18). В традиции хинаяны Архаты пользутся особым почитанием, поскольку согласно учению хинаяны степень Архата позволяет прервать цепь перерождений и достичь Нирваны, наряду с тем как в махаяне состояние Архата рассматривается лишь как начальный этап пути бодхисаттвы (достигшего Просветления, но не уходящего в Нирвану, а остающегося в мире перерождений - Сансаре - из сострадания к людям).

Торжественные молебны (хуралы) совершаются в эти дни рано утром. Во время их проведения в храмах вывешиваются картины (танка), на которых изображены почитаемые традицией Архаты. Во время проповеди монахи рассказывают верующим о жизни Архатов и совершенных ими добродетелях.

Праздник Найдан-Хурал призывает верующих помнить об опасности всякой привязанности к земной жизни, поскольку эта привязанность всегда ведет к новым и далеко не всегда благим перерождениям.

ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ

Праздник Огней (Паварана)

В полнолуние девятого месяца лунного календаря (октябрь) буддистами всех направлений отмечается Паварана - праздник Огней. Торжества этого праздника продолжаются до середины десятого месяца (ноября).

В странах буддизма тхеравады праздник Огней знаменует окончание монашеского уединения во время сезона дождей (Вассы) и посвящается нисхождению Будды с небес Траястринсы, где по преданию он проповедовал Учение (Дхарму) божествам и своей матери.

Во всех храмах и монастырях проводятся обряды и церемонии, посвященные этому празднику, а также выходу из монашеской общины (Сангхи) тех, кто вступил в нее на период сезона дождей. В ночь полнолуния городские площади, улицы, дома, храмы и ступы освещаются горящими свечами, масляными лампадами и электрическими лампочками. В некоторых монастырях под звуки духовых инструментов снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя этим действием сошествие Будды на землю.

Праздник завершает церемония катхина (санскр. "одежда") - дарение одежды членам Сангхи, которая проводится во всех монастырях. Во многих районах подарки членам Сангхи вручаются поочередно: для этого в монастырях вывешиваются желтые флаги, указывающие на то, что в них проводится чтение священных текстов, которое сопровождает церемонию катхина. Некоторые миряне участвуют в нескольких церемониях катхина, стремясь получить таким образом как можно больше заслуг.

В Таиланде эти торжества оканчиваются праздником Лой Кратонг, который отмечается в полнолуние в ноябре. В день праздника ворота и двери домов украшаются пальмовыми листьями, стеблями банана, разноцветными фонариками, лампами и свечами. Территории монастырей также украшаются бумажными флажками и изображениями сцен из "Вессантара-джатаки", напоминающими о жизни Будды в одном из его земных перевоплощений: когда он был принцем Вессантарой - образцом милосердия, сострадания и великодушия. Характерным элементом этого праздника является подношение духам рек: на особых подносах устанавливают зажженные свечи, кладут монетки и еду, а затем пускают эти подносы по реке. Это подношение сопровождается праздничной процессией с фейерверками, боем барабанов и ударами гонга.

Последователями ламаизма Праздник Огней (тиб. Лхабаб Дуйсэн) отмечается в 22-й день девятого месяца лунного календаря (октябрь - ноябрь) и посвящается нисхождению Будды Шакьямуни с неба Тушита для своего последнего перерождения на земле.

Согласно преданию, до того как совершить последнее земное воплощение Будда Шакьямуни находился на небе Тушита - в царстве счастливых небожителей, где пребывают будды и бодхисаттвы прежде чем возродиться в мире людей. Здесь Будда решил в последний раз переродиться на земле чтобы указать людям путь, ведущий к избавлению от страданий: он избрал себе родителей, а затем в облике белого слона вошел в бок своей будущей матери и родился царевичем Сиддхартхой Гаутамой. Спускаясь с небес Тушиты в мир людей, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Грядущего Майтреи, который в настоящее время проповедует там Учение (Дхарму) богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю.

В день праздника внутри и вокруг храмов зажигаются светильники и проводятся молебны (хуралы), которые завершают торжественные процессии и шествия.

Анапанасати - отмечается последователями тхеравады

Этот праздник отмечается в полнолуние восьмого месяца индийского лунного календаря (октябрь-ноябрь). Он начинается почти сразу после заключительных торжеств праздника Паварана. По преданию, в конце сезона дождей Будда был настолько удовлетворен достижениями своих учеников, что вдохновил их продлить уединение еще на один месяц. В ночь полнолуния, когда закончилось это дополнительное уединение, Будда изложил свое знаменитое учение о регуляции дыхания, применяемой во время медитаций (анапанасати).

В дни праздника монахи читают прихожанам отрывки из сочинений, которые повествуют о жизни Будды. Многие верующие на это время переселяются в монастырь, где они спят и принимают пищу. Чтение текстов прерывается только молитвами и монашеской трапезой.

На территории монастыря царит праздничная атмосфера. Сюда стекается множество торговцев, которые по традиции продают здесь сладости, фрукты, еду и детские игрушки.

НОЯБРЬ

Шествие слонов - отмечается буддистами Таиланда

Согласно преданию, в одной из своих проповедей о постижении Учения (Дхармы), Будда привел своим ученикам в пример пойманного дикого слона: чтобы укротить такого слона, его впрягают в пару к уже прирученному. Подобным же образом и человек, начинающий постигать учение буддизма, должен делать это под руководством опытного наставника.

В память об этой проповеди буддисты Таиланда устраивают торжественное шествие слонов, которое проводится в 7-й день 3-й недели восьмого месяца индийского лунного календаря (суббота 3-й недели ноября).

НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ

День ухода в Нирвану Цзонхавы (тиб. Нгачо Чэнмо, монг.Дзул-Хурал) -отмечается последователями ламаизма

В 25-й день десятого месяца лунного календаря (ноябрь-декабрь) последователи ламаизма отмечают память смерти (ухода в Нирвану) ламы Цзонхавы (1357 - 1419 гг.) - выдающегося ученого, проповедника и основателя школы Гелугпа (тиб. "Закон добродетели"). Цзонхава снискал известность, когда ему еще не усполнилось 30 лет, после создания философского трактата "Сэртренг" (тиб. "Золотые четки"). Но основными трудами Цзонхавы считаются трактат "Ламрим чхенмо" ("Ступени великого Пути"), где излагается учение о трех типах личности, о степенях пути достижения Нирваны под руководством ламы-учителя, теория Пустоты (Шуньята) и практика созерцания, а также трактат "Нгагрим" ("Ступени тантры"), посвященный учению тантрического буддизма. С основанием школы Гелугпа традиция связывает четыре главных деяния Цзонхавы: реставрацию и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи как знак тысячелетнего существования новой школы; возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета; учреждение праздника Монлам чхенмо (см. Новый Год), что способствовало единению народа и новой школы; и строительство монастыря Галдан, или "земли Тушита", где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы - мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Учение созданной Цзонхавой школы получает широкое распространение. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), стал носить титул гьялва (тиб. "победитель") и считаться воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины XVII в. школа Гелугпа утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае (как придворная буддийская школа императорского двора).

В день памяти смерти Цзонхавы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов зажигают светильники - они горят до наступления рассвета. В монастырях устраивается торжественная процессия, во время которой люди идут с зажженными факелами и несут скульптурное изображение Цзонхавы.


ДНИ УПОСАТХИ

Еще во времена первых буддийских общин у монахов сложился обычай собираться вместе в дни полнолуния, новолуния и четверти луны, чтобы заново подтвердить свои монашеские обеты, а также исповедаться друг перед другом в содеянных грехах. Такие дни получили название Упосатха (санскр. "соблюдение закона"). Впоследствии в странах буддизма тхеравады эти особые дни стали соблюдаться и мирянами. При этом дни полнолуния считаются самыми важными, а дни новолуния, соответственно, считаются более важными, чем дни четверти луны. В соответствии с традицией в дни Упосатхи принято посещать монастыри и храмы, делать пожертвования для монашеской общины, слушать проповеди, принимать участие в молебнах и медитации, а также выполнять полученные духовные наставления. Многие в эти дни дают обет не есть мяса и рыбы, не принимать пищу после полудня и воздерживаться от всех развлечений. Поэтому дни Упосатхи установлены не столько для отдыха и веселья, сколько для того, чтобы напомнить верующим об их долге вести добродетельную жизнь согласно буддийскому Учению.

Последователи ламаизма в эти дни (8-е, 15-е и 30-е числа каждого месяца) совершают поклонение Будде-Целителю Бхайшаджьягуру, Будде Амитабхе и Будде Шакьямуни. При этом считается, что результат благих и неблагих деяний, совершенных в эти дни, увеличивается в 100 раз.

Помимо общих праздников и памятных дней, последователи буддизма отмечают особыми молебнами все важные события семейной жизни: переход детей из одной возрастной группы в другую, постройку нового дома, покупку скота, свадьбу, и похороны. Несмотря на веру в карму, обряду погребения в буддийской традиции придается особое значение: он выполняется специально приглашенными для этого монахами и отличается чрезвычайной сложностью. Продолжительность обряда погребения зависит от достатка семьи покойного - в зависимости от местной традиции и условий, он может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com

Rambler's Top100