Rambler's Top100

Мир религий

"Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, - это терпение. "
 Ибсен    

















События
Религия и общество
Досье
Лексикон
Зеркало прессы
Календарь
Библио
Афиша




Икона
Рождественские ясли из Швейцарии. Фото: сайт www.initium.ch/krippen

   

Рождество Христово - 25 декабря / 7 января 

Воскресенье, 6 января 2008 г. 10:46 Версия для печатиСохранитьСлайд-шоу

Рождество Христово является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Кроме евангельских повествований о Рождестве Христовом (Мф. 1:18-25; 2:1-15; Лк. 1; 2:1-20), это событие ярко описывается в многочисленных апокрифах, легендах и произведениях народной духовной поэзии.

Рождество Христово в хронологическом порядке занимает первое место в литургическом цикле, посвященном земной жизни Иисуса Христа, поскольку земное воплощение Сына Божия по учению Церкви является необходимым условием и первой ступенью спасения человека. Христос, единосущный Отцу по Своему Божеству, становится таким образом единосущным нам по человечеству и знаменует начало нового творения, Нового Адама, призванного спасти и заменить Собою Адама ветхого. Поэтому праздник Рождества Христова по своей значимости считается вторым после Пасхи ("трехдневной Пасхой"), чем подчеркивается его тесная связь с тайной Спасения.

Впервые о праздновании Рождества Христова на Востоке упоминается у Климента Александрийского (III в.): там он отмечался 6 января под названием Богоявление (Эпифания), а на Западе - 25 декабря под названием Рождество (Natalis). Но с IV века Рождество стали отмечать 25 декабря и на Востоке. Это решение было связано с тем, что именно 25 декабря исполняется девять месяцев со дня Благовещения (25 марта) - таким образом даты праздников были приведены в соответствие с обычным периодом ношения плода.

По традиции Восточной Церкви празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, который начинается 15 ноября. Он называется Рождественским, или Филипповым (поскольку канун поста выпадает на день памяти апостола Филиппа - 14 ноября).

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества, которое завершается праздником Обрезания. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника во время часов воспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Торжественное богослужение открывает всенощное бдение, которое начинается великим повечерием и пением стиха "С нами Бог", и завершает литургия Василия Великого (а если навечерие выпадает на субботу или воскресенье - литургия Иоанна Златоуста).

На второй день Рождества, 26 декабря, празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей". По традиции в дни попразднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана (27 декабря), Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке (28 декабря), а также мучеников младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (29 декабря). Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством, царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме. Празднование Рождества завершается 31 декабря, когда отмечается отдание (окончание) праздника.


Адвент

В западной традиции празднику Рождества Христова предшествует четырехнедельный период, называемый Адвентом (лат. Adventus - пришествие). Он начинается с воскресенья, которое выпадает на одно из чисел между 29 ноября и 3 декабря. Адвент делится на два календарных этапа: первый - с первого воскресенья до 16 декабря, - который посвящен размышлениям о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа; и второй - с 17 до 24 декабря (Новенна - девять дней предпразднования Рождества), - который является непосредственной подготовкой к празднованию Рождества Христова и посвящен воспоминанию Первого пришествия Иисуса Христа в мир - Боговоплощения. Все воскресенья Адвента приравнены по своей значимости к великим праздникам, и если на воскресенье Адвента выпадает какой-либо иной праздник, он переносится на понедельник. Первое воскресенье Адвента считается началом церковного (литургического) года. Каждое воскресенье Адвента посвящается определенному воспоминанию, которому соответствуют евангельские чтения во время богослужения: первое воскресенье посвящено грядущему пришествию Иисуса Христа в конце времен, второе и третье - Иоанну Крестителю, предварившему общественное служение Христа, четвертое - событиям, непосредственно предшествовавшим рождению Сына Божия и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения. Как и Великий пост, Адвент является временем усиленного покаяния, что подчеркивается скромностью убранства храмов и богослужений. В храмах и в домах устанавливаются венки из ветвей ели с четырьмя свечами, символизирующими четыре недели Адвента. В первое воскресенье Адвента на венке зажигается одна свеча, во второе - две, в третье - три и в четвертое - четыре. В период Адвента Церковь особо призывает верующих к совершению дел милосердия.



Рождество

В канун праздника - Навечерие Рождества(лат. Vigilia - канун, преддверие), 24 декабря, соблюдается строгий пост. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина. В XIII веке, со времени св. Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. 24 декабря характеризуется таким астрономическим явлением, как самый короткий световой день и самая длинная ночь, а с 25 декабря, который является главным днем праздника и днем зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека, сказавшего: "Я - свет миру" (Ин. 8, 12).

Рождество отмечается в течение 8 дней (октавы). Второй день праздника, 26 декабря, посвящается памяти св. первомученика Стефана, третий день, 27 декабря - памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (в этот день совершается обряд освящения вина); четвертый день, 28 декабря - памяти свв. Невинных Младенцев Вифлеемских (священники в этот день дают особое благословение детям). В воскресенье, выпадающее на один из 8 дней празднования Рождества (октавы), или 30 декабря, если на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника. Празднование Рождества завершается 1 января, когда с особой торжественностью отмечается День Пресвятой Богородицы.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять "рождественский хлеб" - особые пресные облатки, освещаемые в храмах во время Адвента - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

У народов Европы дни рождественских торжеств совпадали с двенадцатидневным циклом языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы (сатурналий у романских народов, зимних святок, или коляд у славян и т.д.). Поэтому в разных странах праздник Рождества впитывал в себя многие обряды и обычаи этих празднеств. К ним относятся колядки - костюмированные шествия со звездой и песнопениями, которые до сих пор устраиваются в сельской местности, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд, святочные гадания и многие другие.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель - вечнозеленое растение - была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы, украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, когда по западной традиции отмечается день Адама и Евы, как символ райского древа с изобильными плодами. В контексте Рождества ель уже символизирует древо рая и вечную жизнь, которую вновь обретает человек через Нового Адама - Иисуса Христа, - пришедшего в мир ради его спасения. В России этот обычай распространился в XVIII веке.

Евангельское повествование о том, что три волхва, пришедшие поклониться Младенцу Иисусу, поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну (Мф. 2:11), легло в основу традиции дарить в рождественские дни детям и друг другу подарки. И важное место в этой традиции со временем занял образ святого Николая, архиепископа Мирликийского (IV в.). Особое почитание и широкая популярность в народе этого святого, а также рассказы Жития о заботливом отношении святого к детям и бедным, которым он даже втайне оказывал помощь, сделали его героем народных колядок: он обходит поля и дома, незримо присутствует на рождественской трапезе, благословляет детей, сеет хлеб и заботится о крестьянском хозяйстве. Так возник трогательный и любимый детьми образ св. Николая (сканд. Santa Claus) как рождественского Деда Мороза, приходящего к ним с подарками в дни праздника.

 

 


 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com