Rambler's Top100

Мир религий

"Есть много вер, и все несхожи.. Что значит - ересь, грех, ислам? Любовь к Тебе я выбрал, Боже. Все прочее - ничтожный хлам. "
 Омар Хайям    

















События
Религия и общество
Досье
Лексикон
Зеркало прессы
Календарь
Библио
Афиша




Иерусалимский храм (макет)

   

Еврейский календарь 

Пятница, 22 апреля 2005 г. 16:57 Версия для печатиСохранитьСлайд-шоу

Происхождение, история и особенности календаря

Еврейский календарь по своему типу относится к лунно-солнечным, и количество календарных дней его месяца зависит от месячного обращения Луны вокруг Солнца, равного 29,5 суткам (а более точно - 29 дням 12 часам 44 минутам и 2,8 секунды).

Его основополагающий принцип наиболее емко отражают слова Священного Писания: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений и времен, и дней и годов" (Быт 1, 14).

Для древнееврейского календаря был характерен особый временной ритм, который основывается на числах 7 и 12. Каждый седьмой день - суббота, Шабат, - считался священным днем отдыха, напоминающем о Сотворении мира и Исходе из Египта (остальные 6 дней недели собственных названий не имели), а двенадцатикратное появление новой луны образовывало двенадцать месяцев года. Сначала это был обыкновенный лунный календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев по 29 или 30 дней в каждом. Первый месяц содержал 30 дней и назывался авив, т.е. месяцем колосьев, начала весны. Остальные месяцы названий не имели и обозначались порядковым числом: 2-й, 3-й и т.д. Таким образом, год состоял из 354 дней, т.е. был короче солнечного более чем на 11 суток. Впоследствии, под влиянием Вавилонии, все месяцы получили названия, которые используются и в настоящее время:

Порядковый номер месяца*Название месяца Количество днейСоответствие григорианскому календарю
7Тишрей30сентябрь/октябрь
8Хешван (Мархешван) 29 (30октябрь/ноябрь
9Кислев 30 (29октябрь/ноябрь
10Тевет29декабрь/январь
11Шват30январь/февраль
12Адар, Адар I**, Адар II**29, 30, 29февраль/март
1Нисан30март/апрель
2Ияр29декабрь/январь
3Сиван30май/июнь
4Таммуз29июнь/июль
5Ав30июль/август
6Элул29август/сентябрь

* Порядковые номера были закреплены за месяцами еще на первом этапе формирования календаря, когда год начинался с месяца нисан, и остались неизменными после календарной реформы, когда началом года стал считаться месяц тишрей
** в високосном году

За начало месяца всегда принималось новолуние, вернее, момент первого наблюдения на западном небосклоне узкого серпа Луны. Такая Луна называлась молед и означала рождение нового месяца. Наблюдение моледа должно было быть засвидетельствовано не менее чем двумя лицами. Только после этого в Иерусалим посылались гонцы с сообщением о наблюдении новолуния, после чего сразу утверждалось начало месяца. С этого момента по всей стране разжигались костры и раздавались звуки труб. Так оповещалось население страны о том, что наступил новый месяц.

Наступление нового месяца называлось рош-ходеш. Если месяц состоял из 29 дней, то рош-ходешом называлось только первое число следующего месяца; если месяц уже содержал 30 дней, то рош-ходешом являлось и 30-е число текущего месяца.


В дальнейшие века, примерно в IV в. до Р.Х., архаичный лунный календарь начал постепенно вытесняться более сложным. Его разработка, полное завершение которой обычно относят к 499 г. от Р.Х, продолжалась много столетий. Интересна и история этой реформы. Согласно Священному Писанию, освобождение евреев из египетского плена произошло в 15-й день месяца нисан. В ознаменование этого события был установлен праздник Песах, День Исхода, а сам нисан стал первым месяцем года. Чтобы этот месяц всегда оставался весенним, и был разработан календарь, сочетающий период изменения лунных фаз с годичным движением Солнца. Так еврейский календарь стал лунно-солнечным.

Поскольку средняя продолжительность лунного месяца равна 29 дням 12 часам 44 минутам и 2,8 секунды, то лунный год оказывается равным 354 дням 8 часам 48 минутам и 34 секундам. Поэтому для согласования лунного года с солнечным (т.е. устранения расхождения в 11 суток), пришлось периодически вводить добавочный 13-й месяц. Годы, состоящие из 12 месяцев, называются простыми, а состоящие из 13 месяцев - високосными.

В еврейском календаре применяется 19-летний цикл, состоящий из 12 простых и 7 високосных лет. Последние занимают в этом цикле следующие места: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19. Дополнительный месяц всегда вставляется перед адаром и получает название адар I, а адар становится следующим месяцем и получает название адар II (или веадар). Поэтому в простом году в адаре 29 дней, а в високосном - 30. Адар II (веадар) всегда состоит из 29 дней.

Кроме того, 19-летний цикл обладает интересной особенностью: он не содержит одинакового числа дней, а в определенной последовательности в нем бывает 6939, 6940 и 6941 день. Это вызвано тем, что по традиции иудаизма началом нового года не могут быть воскресенье, среда и пятница. Поэтому если новый год приходится на один из указанных дней недели, его переносят на следующий день, а в некоторых случаях даже и на два дня. Эти переносы приводят к тому, что в еврейском календаре как простые, так и високосные годы бывают трех родов:

а) краткие, или недостаточные (шана хасера),
б) правильные, или нормальные (к-сидра),
в) полные, или избыточные (шлема).

Простые годы состоят из 353, 354 или 355 дней, а високосные - из 383, 384 или 385 дней.

За начало еврейского летосчисления принимается 7 октября 3761 г. до Р.Х. Оно ведет свое начало от Сотворения мира и известно как "эра от Адама". Это летосчисление официально применятся в государстве Израиль.

До конца III в. до Р.Х. началом года считалось первое число нисана, которое приходилось на время весеннего равноденствия (11 марта - 11 апреля). Но с этого времени (эпохи Второго Храма) было установлено несколько дат, определяющих начало года и имеющих разные назначения: 1 нисана - для праздников и отсчета лет царствования, 1 элула - для первородного скота, 1 тишрея - для летосчисления и 1 швата - для деревьев. Таким образом, начало календарного года было перенесено на первое число тишрея, 7-го месяца по счету, близкого к осеннему равноденствию (5 сентября - 5 октября).

Соответствие года еврейскому и григорианскому календарям определяется следующим образом: поскольку первый год еврейского календаря насчитывает меньше трех месяцев (с 7 октября 3761 до Р.Х.), то для приближенного подсчета его обычно отбрасывают. Поэтому из года еврейского календаря надо вычесть число 3760. Таким образом, текущий 5760 год еврейского календаря соответствует 2000 году григорианского календаря.

Если учесть, что 1 тишрея приходится на сентябрь - октябрь предыдущего года, то следует вычесть 3761, и тогда получится 1999. Значит, 5760 год еврейского календаря соответствует 1999 - 2000 годам календаря григорианского.

Праздники еврейского года

Все праздники еврейского годового цикла в древности были непосредственно связаны со сменой времен года и отмечались в начале или в конце сельскохозяйственных работ, но со временем они обрели новый смысл и в настоящее время посвящаются наиболее памятным и значимым событиям истории Священного Писания и истории еврейского народа.

Особое значение в еврейской традиции имеет Суббота - Шаббат - последний день календарной недели. Согласно книге Бытия (2, 1 - 3), Всевышний посвятил седьмой день творения отдыху. Когда израильтяне скитались по пустыне до своего поселения в Земле Обетованной, они получили наказ собрать двойное количество манны в шестой день недели - с тем чтобы седьмой день посвятить отдыху. Повеление соблюдать Субботу содержится и в четвертой заповеди Десятисловия. Закон Субботы служит также знаком Завета между Всевышним и народом Израиля.

Уже с V в. до Р.Х. правила, касающиеся соблюдения Субботы, начали систематизироваться и к I в. были зафиксированы 39 различных видов работ, запрещаемых в этот день.

В Субботу прежде всего запрещено совершать действия, напоминающие акт Творения: разжигать и тушить огонь (и свет), готовить на огне пищу, шить и писать. Суббота считается днем радости и покоя, когда предписывается изучать Тору, отдыхать и устраивать праздничную трапезу (все блюда для этого готовятся заранее).

Суббота начинается в пятницу вечером. Во время вечерней службы в синагоге наступление Субботы знаменуется пением гимна "Леха Доди" ("Иди, друг мой!"). В еврейских домах за 18 минут до захода солнца хозяйки, произнеся соответствующие благословения, зажигают субботние свечи. Во время трапезы произносятся благословения (киддуш) над вином и праздничными хлебами (халой). На стол обязательно кладут две халы, как напоминание о двойной порции манны, собранной перед наступлением Суботы. Трапеза завершается пением гимнов и заключительными благословениями. Учение предписывает принимать пищу в субботний день три раза.

На следующее утро в синагоге читается Тора и раввин произносит проповедь. Наиболее благочестивые люди посещают синагогу дважды - и во время дневной службы.

Окончание (исход) Субботы отмечается обрядом Хавдала (дословно "отделение", "отбирание"), который обычно проводится дома. Во время Хавдалы воскуряются благовония и зажигается специальная свеча, которую затем гасят, помещая в бокал с вином.


На протяжении календарного года праздники отмечаются в следующей последовательности:


Рош ха-Шана

1-2 числа месяца тишрея отмечается праздник Рош ха-Шана - день Нового Года и начало Судных дней.

Согласно традиции, в начале нового года Всевышний вершит суд над людьми. Поэтому в первые десять дней месяца тишрей, которые называются Днями Трепета, все верующие совершают покаяние за содеянные грехи. Во время утреннего собрания в синагоге в эти дни трубят в шофар (бараний рог), звуки которого должны пробудить раскаяние в сердцах собравшихся, читают молитвы покаяния и совершают обряд ташлих (евр. "бросать") - "стряхивания" с одежд совершенных прегрешений в память о словах, сказанных о Всевышнем пророком Михеем: "Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши" (Михей 7, 19). В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть записанными Всевышним в Книгу жизни в наступающем году.

Все блюда вечерней трапезы в Рош ха-Шана символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба - символ плодородия; голова барана (или рыбы) - знак первенства, успеха и процветания; овощи и фрукты - в надежде на обильный урожай; круглая сладкая хала с изюмом - чтобы год принес здоровье и достаток; жирное мясо и различные деликатесы. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед - чтобы год был "сладким" и счастливым. Во время праздника не едят ничего кислого или горького.

3 тишрея: Пост Гедалии

Пост установлен в память об одном из самых трагических событий в истории еврейского народа: В 586 г. до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор II захватил восставший против вавилонского владычества Иерусалим, разрушил город, первый Храм и казнил сыновей царя Седекии, положив конец 400-летнему правлению династии из рода Давида. Правителем Иудеи Навуходоносор назначил Гедалию, сына Ахикама, мудрого и справедливого человека, друга пророка Иеремии. Гедалия начал восстанавливать город и прилагал все силы для объединения народа, но вскоре был убит Исмаилом, сыном Нефании, одним из царевичей рода Давида (4 Царств 25, 25). В наказание за убийство Гедалии Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, превратив его в вавилонскую провинцию, и увел в плен более 9 тысяч жителей страны. В итоге еврейский народ надолго лишился своего государства и национальной независимости.


9 тишрея: Эрев Йом-Киппур (канун Дня Искупления)

С вечерней молитвы в синагоге начинается праздник Йом-Киппур - День Искупления. В этот день совершается обряд капарот - принесение искупительной жертвы за личные грехи: для этого либо забивается (режется) домашняя птица, мясо которой затем раздается бедным, либо делается финансовое пожертвование в общину на благотворительные цели.


10 тишрея: Йом-Киппур - День Искупления.

Этот праздник считается одним из самых важных и самых торжественных, поскольку является днем окончания суда Всевышнего над людьми, когда все раскаявшиеся в грехах получают прощение и записываются на Небесах в Книгу жизни, на которую налагается печать. В этот день устанавливается запрет на все виды работ, а также на ношение кожаной обуви и умывание. В течение суток соблюдается строгий пост: отказ от всех развлечений и полное воздержание от еды и питья. В Йом-Киппур принято одевать во время молитвы особую белую одежду - китл - как символ очищения от грехов. В синагогах читается молитва поминовения усопших, молитвы покаяния и молитва о восстановлении Иерусалимского Храма. День завершается торжественным троекратным возгласом: "Господь - Бог наш, Господь един. Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков", и семикратным повторением: "Бог - Господь". После этого трубят в шофар и вся община трижды восклицает: "В будущем году - в Иерусалиме".


14 тишрея: Эрев Суккот - канун праздника Суккот (Кущей).

В этот день устанавливаются и украшаются сукка - особые палатки и шалаши, сделанные из веток ("кущи").


15 тишрея: Суккот (Праздник Кущей)

Этот праздник установлен в память 40-летнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю Обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах.

Кроме того, он связан с предписанием Священного Писания (Торы) особо отмечать дни окончания сбора урожая и полевых работ, во время которых крестьяне селились в окрестностях полей в похожих шалашах: "Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего; и веселись в праздник твой ты и сын твой и дочь твоя, и раб твой и раба твоя, и левит и пришелец, и сирота и вдова, которые в жилищах твоих; семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь Бог твой, чтобы призываемо было там Имя Его; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться" (Второзаконие 16, 13-15).

Суккот является одним из трех праздников, когда все люди, независимо от места их проживания, совершали паломничество в Иерусалимский Храм: "Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей" (Второзаконие 16, 16). Эти три обязательных паломничества развивали и укрепляли в народе сознание и чувство его религиозно-национального единства.

И сейчас в праздник Суккот все восемь дней (в Израиле - семь) принято проводить не в доме, а в шалаше сукка, что до конца раскрывает его духовный смысл: выражение твердой веры в то, что самой надежной защитой человека является не дом и не постоянная крыша, а милость и покровительство Всевышнего.

Праздник всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке.

Еще одним атрибутом праздника является арбаа миним - "четыре вида растений": во время утренних молитвенных собраний каждый берет в руки ветвь финиковой пальмы (лулав), две ветви речной ивы (аравот), три ветви мирта (адас) и цитрусовый плод (этрог). Эти растения предназначены для благословения и символизируют единство еврейского народа. Вечерами, под пение и танцы, в синагоге проводится церемония раздачи воды.


21 тишрея: Ошана Раба

Седьмой день праздника Суккот - Ошана Раба - считается последним днем, когда Всевышний может изменить запись в Книге жизни на наступивший год. После вечерней молитвы многие остаются в синагоге на всю ночь для чтения и изучения Торы.


22 тишрея: Шмини Ацерет

Восьмой день праздника Суккот в диаспоре и празднование Симхат Тора ("Радость Торы") в Израиле. На Хвалебную песнь срезаются ветви ивы - обычай, восходящий ко времени Пророков.


23 тишрея: Симхат Тора ("Радость Торы")

Праздник посвящен завершению годового цикла чтения Торы (Пятикнижия) - первых пяти книг Священного Писания: Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Вайкра (Левит), Бэмидбар (Числа) и Дварим (Второзаконие). Текст Торы, который читается в синагоге на субботних молитвенных собраниях, написан на особом пергаментном свитке.

В день Симхат Тора в синагогах проводится торжественная церемония с пением и танцами, во время которой свиток Торы, увенчанный короной и обернутый в украшенную богатым орнаментом материю, обносится вокруг синагогальной кафедры. Чтобы подчеркнуть, что чтение Торы никогда не прерывается, сразу после прочтения последнего стиха из книги Дварим (Второзаконие) читается первый стих из книги Берешит (Бытие). К чтению приглашаются все собравшиеся и юноши.


29 тишрея: Паломничество к могиле Симона Праведного

Первосвященник Симон I (ок. 290 г. до Р.Х.), прозванный за свое благочестие и благотворительность Праведным, был одним из выдающихся мудрецов еврейского народа времен Второго Храма. Ему посвящается Похвала в книге Иисуса сына Сирахова (Сирах. 50,1 и далее). День его памяти отмечается в Гроте Симона, который находится в долине Кедрон около Иерусалима.


11 хешвана: День памяти Рахили, матери еврейского народа.

В этот день тысячи паломников посещают могилу Рахили, которая находится в окрестностях Вифлеема. Доступ в это священное место открыт круглосуточно.


25 кислева: Ханука (Праздник Освящения), "Праздник огней"

Восьмидневный праздник Ханука ("Освящение") был включен в еврейский календарь в 165 г. до Р.Х., когда было возобновлено богослужение в Иерусалимском Храме, захваченном и отобранном у иудеев в 170 г. до Р.Х. греко-сирийским царем Антиохом IV Эпифаном. Это первый праздник, который носит чисто исторический характер, и не был установлен в Пятикнижии.

Завоевав Иудею, Антиох начал активно проводить политику насильственной эллинизации и ассимиляции евреев с другими народами: им было запрещено делать обрезание, соблюдать Субботу и изучать Тору. Народ, защищая свои традиции и духовное наследие, поднял восстание, которое возглавил священник (коэн) Маттафия из рода Асмонеев и его сыновья (I Маккавеев, 1; 2). 25 числа месяца Кислев (164 г. до Р.Х.) одержавшее победу войско поднялось на Храмовую гору чтобы очистить и освятить Храм, но в нем нашелся лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом для храмового светильника, количество которого могло хватить только на один день. Однако светильник горел ровно восемь дней - столько, сколько было необходимо для того, чтобы изготовить новое масло и отметить Суккот, своевременное празднование которого было невозможно из-за осквернения Храма и продолжавшихся военных действий (Талмуд: Шабат, 21а). В память об этих событиях и был установлен праздник Ханука.

В течение восьми дней праздника в синагогах читается молитва "Алель" (хваление), а в домах каждый вечер зажигают особый восьмисвечник - ханукию, или ханукальную менору. Ханукию устанавливают на видном месте и в первую ночь зажигают одну свечу, во вторую - две свечи и т.д. В эти дни обычно едят пищу, жареную в масле, в основном латкес - картофельные оладьи и молочные блюда. Праздник особенно любят дети, которые в эти дни получают от взрослых подарки - хануке гелт, и играют в традиционную игру дрейдл или свивон - тип волчка (в древности под этой забавой скрывали обучение детей еврейскому алфавиту, что было запрещено греко-сирийскими завоевателями).


10 тевета: пост Йом хаккадиш хаклали

Один из четырех постов, установленных в память захвата Иерусалима вавилонским царем Навуходоносером II, разрушения первого Храма и вавилонского пленения. 10 тевета (597 г. до Р.Х) войска Навуходоносера начали осаду Иерусалима. Этот день считается началом бедствий и изгнания (галута). В синагогах читается особая молитва скорбящих - Кадиш (от арамейского "святой") и поминаются те жертвы немецкого фашизма, день смерти которых неизвестен.


15 швата: Ту би-Шват (Новый год деревьев)

Для народа Израиля Священным Писанием была определена система натурального налогообложения, называемая десятина: десятая часть урожая злаковых культур и плодовых деревьев, получаемая с земельных участков, передавалась в пользу левитов (представителей рода Левия, выполнявших священнические обязанности), которые не имели собственных земельных наделов и нуждались в средствах к существованию (Числа, 18, 21 - 32). При этом для сбора урожая плодовых деревьев устанавливались особые правила: в первые три года после посадки дерева нельзя употреблять его плодов; все, что созревает в четвертый год, должно передаваться в Иерусалимский Храм в знак благодарности Всевышнему, и только с пятого года можно пользоваться собранным урожаем. Необходимо было установить число, начиная с которого следует вести расчеты по десятине, а также определять возраст дерева и возможность сбора его плодов. Таким числом стало 15 швата (евр. Ту би-Шват) - день посадки деревьев, который приходится на окончание сезона дождей и начало сезона цветения.

В средние века, когда большая часть еврейского народа находилась в изгнании, в этот день обычно вспоминали о Земле отцов. Так появился обычай седер Ту би-Шват ("порядок Ту би-Шват"): есть в определенной последовательности семь плодов земли Израиля - пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, - и читать отрывки из Священного Писания, в которых эти плоды упоминаются.

В этот день принято выезжать за город и сажать новые деревья. Все стараются съесть в этот день как можно больше фруктов - пятнадцать видов.


7 адара: День рождения и кончины Моисея

Поскольку местонахождение могилы Моисея точно не известно, в этот день поминаются все скончавшиеся в неизвестных местах. Праздник отмечается в синагоге. В этот день принято также посещать кладбища.


13 адара: Пост Та-анит Эстер (Пост Эсфири)

Соблюдается в память о событиях V в. до Р.Х., когда во время правления персидского царя Артаксеркса (Ахашвероша) над еврейским народом нависла угроза истребления. Царица Эсфирь, будучи иудейкой, решила обратиться к супругу с просьбой помиловать ее народ, но самовольное обращение к царю без его личного приглашения каралось смертью. Поэтому прежде чем совершить этот мужественный поступок, благодаря которому народ и был спасен, царица Эсфирь постилась три дня и просила поститься весь еврейский народ. (Эсфирь 4, 15-16).

14 адара: Пурим (Праздник Жребия)

Праздник установлен в память о спасении евреев от истребления, попытки которого были предприняты в Персидском царстве во время правления царя Артаксеркса (V до Р.Х.). Подробно эти события изложены в книге Эсфирь. Суть истории Эсфири заключается в том, что она стала женой Артаксеркса, скрыв свое еврейское происхождение. Единственный родственник Эсфири, Мардохей, раскрыл заговор против евреев и рассказал ей об этом. Заговор исходил от Амана, советника царя, который испытывал ненависть к евреям, унаследованную им от предков. Праведный Мардохей, будучи на службе у царя, отказался поклониться до земли Аману, поскольку так требовала от него вера. Это дало повод Аману убедить царя, что его иудейские подданные не были ему верны, и добиться согласия на их истребление за один день во всех концах царства. Чтобы решить, в какой день следует начать их истребление, Аман бросил жребий - пур (отсюда и название праздника), который выпал на 13 адара. Но когда о заговоре царю рассказала его жена Эсфирь, последствия для Амана были самыми тяжелыми: под впечатлением от мужества жены, которая рисковала собственной жизнью, нарушая запрет самовольно обращаться к царю и признавая свое еврейское происхождение, царь казнил не евреев, а самого Амана. 13 адара во всех городах Персидского царства евреи уничтожили своих врагов, а на следующий день устроили отдых и торжество в честь победы и избавления. Поэтому празднование Пурима проводится 14 адара.

В синагоге 14 адара во время утренней и вечерней молитвы читается свиток книги Эсфирь (Мегилат Эстер) и произносятся три благословения. Существует обычай при упоминании имени Амана во время чтения шуметь и бить в грегер - "колотушку Амана".


Кроме чтения свитка книги Эсфирь существуют еще три "обязанности" (мицвот), выполняемые в праздник Пурим: дарение подарков, подаяние бедным и праздничная трапеза. Чтобы выполнить предписание о подарках, каждый человек относит или посылает своим знакомым или родственникам мишлоах манот - два вида еды (обычно - сладости) или напитков. Подаяние принято давать по меньшей мере двум нуждающимся; кроме того, накануне праздника каждый жертвует в общину символическую сумму - "полшекеля" - как символ солидарности всего народа. Праздничная трапеза в эти дни отличается обилием блюд и вина. Самое известное традиционное блюдо, связанное с Пуримом - треугольные пирожки из сладкого теста с начинкой из мака и меда (хоменташен).


15 адара: Шушан Пурим (Пурим в Сузах)

Уничтожение врагов еврейского народа во всем Персидском царстве проводилось 13 адара, а 14 адара был устроен отдых и праздничный пир. Но в Сузах (Шушане), столице Персии, евреям было разрешено уничтожать врагов и на следующий день, поэтому празднование и отдых здесь проводились 15 адара. В память о тех событиях и о разрушенном Иудейском царстве было установлено, чтобы в Иерусалиме и во всех городах, которые были окружены стенами еще в дни Иисуса Навина, Пурим отмечали в тот день, когда отдыхали евреи в Сузах. Этот праздничный день называют Шушан Пурим - "Пурим в Сузах", или "Пурим для окруженных стеной".

Уже в средневековой Европе родился обычай проводить в этот день праздничный карнавал, который особенно любят дети: они готовят карнавальные костюмы и разыгрывают сценки на тему сюжетов книги Эсфирь. Поэтому Пурим считается одним из самых веселых и жизнеутверждающих праздников.


29 адара: Канун 1 нисана

В этот день совершается паломничество к могилам Отцов и Праведников и посещаются кладбища согласно традиции, которая гласит: в месяце нисан отцы наши были избавлены от египетского рабства; в месяце нисан будем избавлены и мы.

Тора установила нисан первым месяцем года и счет месяцев тоже ведется от нисана. Нисан - начало весны и в еврейских семьях начинается приготовление к празднику Песах (Пасхе).


Суббота 8-10 нисана: Шаббат аггадол (Великая Суббота)

Суббота перед праздником Песах, когда каждый раввин произносит в синагоге особую проповедь на тему предстоящего праздника.


13/14 нисана: Биур Хамец (Уничтожение квасного)

По библейской и раввинистической традиции в течение семи дней праздника Песах евреям предписывается не употреблять в пищу и не иметь в доме хамец - квасной хлеб. (Хлеб считается квасным, если он выпечен не только из дрожжевого теста, но и из муки, которая находилась в контакте с водой в течение 18 минут). В связи с этим было установлено правило, согласно которому в канун праздника в домах уничтожаются все продукты, изготовленные из квасного теста. Кусочки квасного хлеба предварительно "прячут", а 14 нисана устраивается церемония их "поиска", в которой участвуют члены всей семьи. Все выпеченное из квасного теста и содержащее дрожжи собирают вместе и затем сжигают на следующее утро. Смысл этой традиции заключается в том, чтобы воссоздать атмосферу Исхода: когда фараон позволил евреям уйти из Египта, они настолько торопились, что даже не успели заквасить тесто и взяли с собой в дорогу пресный хлеб - опресноки (Исход 12, 34). Поэтому Песах еще называют праздником Опресноков.


14/15 нисана: Ерев Песах, Ночь седера (Канун Пасхи, ночь трапезы)

С вечера 14 нисана начинается праздник Песах (Пасха). Он посвящается самому главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Слово песах (пасха) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет (Исход 12, 12 - 13; 29 - 31).

Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло в XIII в. до Р.Х., около 1200 года.

В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву пашаль - однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены и их стали отмечать в честь Исхода - дня рождения еврейского народа как нации:

"Наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками" (Исход 23, 14 - 15).
"Принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока" (Левит 23, 10 - 12).

"Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей" (Второзаконие 16, 16).

На основании этих предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка (пашаль) и сноп ячменя (омер).

Порядок празднования Песаха также детально определен в Священном Писании (Торе): "И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. -В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. -Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. -Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. -Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. -Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда выйдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил" (Исход 12, 2-27).

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер ("порядок"), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб - маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного" (Малахия 4, 5).

Рядом с главой семейства, который обычно ведет седер, кладут подушку: она символизирует комфорт праздничной трапезы, которую в древности совершали полулежа. Самый младший из присутствующих детей задает ему четыре традиционных вопроса:
- Почему едят опресноки в этот вечер?
- Почему едят горькие травы в этот вечер?
- Почему травы обмакиваются в соленую воду?
- Почему следует возлежать в этот вечер?


Ведущий седер дает ответы на эти вопросы, объясняя символику разложенных на кеаре пасхальных яств. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы.

Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году - в Иерусалиме!".

В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней (Шир а-Ширим), что отражает земледельческие истоки праздника.


15 нисана: Первый день Песаха

В этот день запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение, во время которого читается книга Исход (12, 21 - 51). Вечером совершается вторая трапеза седера.

Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.


16 нисана: Второй день Песаха, Сфират а-Омер ("отсчета Омера")

49 дней, следующих после праздника Песах, называются Сфират а-Омер - "отсчетом Омера". Омер - это сноп ячменя, который приносили в Иерусалимский Храм на второй день праздника Песах. Затем, по прошествии 50 дней, следовало пожертвовать в Храм первый сбор из урожая пшеницы (Левит 23, 5-18). Чтобы точно определить день этого приношения, и был введен "отсчет Омера".

В первые 32 дня сфират а-Омер соблюдается траур и пост в память об эпидемии чумы, которая во II в. разразилась в эти дни в Иудее. Во время эпидемии погибли многие из учеников знаменитого раввина Акивы, считавшегося лучшим знатоком Торы (по преданию их было 24 тысячи). На протяжении 32 дней сфират а-Омер не принято устраивать свадьбы, стричь волосы, веселиться, петь и слушать музыку.


21 нисана: Седьмой день Песаха

Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами (траур Омера на это время прерывается). В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод" (Исход 14,21).


22 нисана: Восьмой день Песаха

Отмечается только в регионах диаспоры.


25/26 нисана: День памяти Иисуса Навина

Поскольку точная дата кончины Иисуса Навина неизвестна, она отмечается два дня.


27 нисана: Йом а-Шоа (День памяти о восстании в Варшавском гетто)

В этот день в 1943 г. в Варшавском гетто началось восстание против немецких нацистов. Парламент Израиля (Кнессет) постановил отмечать эту дату как день памяти о 6 миллионах евреев, погибших от рук немецких нацистов во время II Мировой войны. 27 нисана в каждом еврейском доме зажигают свечу в память о погибших, а в Израиле отменяются все светские развлекательные мероприятия и в Центральном музее геноцида проводятся особые траурные церемонии.


3 ияра: Паломничество ко гробу Хони Ме-аггела

Праздник дружбы, который проводится в Хасоре (Галилея) у могилы Хони Ме-аггела. В Талмуде он упоминается как святой праведник, обладавший чудодейственными способностями.


4 ияра: Йом а-Зиккарон Ле-хаялей ЦАХАЛ (День памяти о солдатах, погибших в борьбе за независимость Израиля)

Государственный праздник Израиля. В синагогах, на военных кладбищах и в семьях совершаются траурные церемонии. Все увеселительные заведения в этот день закрыты.


5 ияра: Йом а-Ацмаут ( День Независимости)

Праздник установлен в честь провозглашения государства Израиль 14 мая 1948 г. (5 ияра 5708 г.). Этот праздник стал национальным в самом Израиле и фактически религиозным за его пределами. Он начинается с праздничной церемонии, которая проводится на могиле Теодора Герцеля - основоположника идеи объединения народа и возрождения независимого государства. В синагогах читается особая благодарственная молитва "За чудеса", поскольку обретение независимости считается таким же чудом, как чудеса Хануки и Пурима. Траур Омера в этот день прерывается. На улицах устраивается массовое гуляние с танцами и пением. Многие выезжают за город и устраивают пикники.


14 ияра: Песах Шени ("Второй Песах")

Во времена Храма существовал обычай, согласно которому те, кто по каким-либо причинам не совершил паломничества в Иерусалим во время праздника Песах, могли выполнить эту обязанность через месяц, 14 ияра. В этот день проводится особая церемония у могилы раввина Меир Ваал а-Неса в Тивериаде. Поскольку он известен как чудотворец, каждый, кто посещает его могилу, надеется быть свидетелем чуда.



18 ияра: Лаг ба-Омер (33-й день Омера).

На 33-й день Омера заканчивается траур, разрешается устраивать свадьбы и стричь волосы.

В этот день отмечаются два события: победа, которую одержали иудеи в начале восстания против римлян под предводительством Бар Кохбы (132 - 135 гг.) и годовщина кончины выдающегося мистика II в. Шимона бар-Йохая (Рашби), ученика Акивы и автора каббалистического трактата "Зогар".

В память об этих событиях проводятся празднества с фейерверками и стрельбой из лука. Многие в этот день совершают паломничество в Мейрон к могиле Рашби, чтобы там принять участие в традиционной церемонии разжигания костров.


28 ияра: Йом Йерушалайм (День освобождения Иерусалима).

Праздник установлен в честь взятия Иерусалима (Старого Города и Храмовой горы) армией Израиля во время войны 1967 года (28 ияра 5727 г.). В этот день из всех районов Израиля в Иерусалим съезжаются паломники, чтобы прочитать благодарственную молитву у Стены Плача - сохранившейся части западной стены Иерусалимского Храма. 28 ияра стал днем надежды на будущее возрождение Святыни еврейского народа.


6 сивана: Шавуот (Праздник Седмиц, или Пятидесятница)

Шавуот, праздник Седьмиц, или Пятидесятница, является одним из трех паломнических праздников, наряду с Песах и Суккот. Он посвящается событию, не уступающему по своей исторической значимости Исходу из Египта: получению Торы, дарованной Всевышним пророку Моисею на горе Синай (Исход 19). Богословская традиция иудаизма рассматривает Шавуот как "заключительный праздник Песах".

В Священном Писании не указывается точная дата этого события, однако на основании книги Исход было подсчитано, что оно произошло в месяце сиван. Поэтому день памяти о Даровании Торы стали отмечать 6 сивана - в день завершения "отсчета Омера" и принесения в Храм пожертвования от урожая второй жатвы. Таким образом, Праздник урожая пшеницы и Откровение на Синае стали единым торжеством.
Поскольку дата праздника определялась путем отсчета семи недель от начала первой жатвы (Второзаконие 16, 9-10), он получил название Шавуот (евр. "недели", или "седмицы"). Другое название праздника - "Пятидесятница" - произошло от греческого слова пентекоста ("пятьдесят") и указывает на то, что он отмечается на 50-й день после приношения в Храм первого снопа (Левит 23, 15-16).

В праздник Шавуот также отмечается кончина царя Давида: 6 сивана его могилу посещает множество паломников.

В этот день по традиции синагоги украшаются цветами и зелеными ветвями. Во время богослужения читают Десять заповедей (Исход 20, 2 - 17; Второзаконие 5, 6 - 21), которые слушают стоя, и свиток книги Руфь (Мегилат Рут), содержание которой наиболее ярко отображает смысл праздника: в ней присутствует тема сбора урожая и повествуется о том, как моавитянка Руфь приняла законы Торы и стала родоначальницей царской династии (царь Давид был ее правнуком). Многие остаются в синагоге на всю ночь для изучения Торы.

Так как праздник связан с Дарованием Торы, то обучение детей еврейским традициям обычно начинается именно в Швуот.

Во время праздника принято употреблять в пищу молочные продукты и воздерживаться от мясного. Так соблюдается в память о том, что до введения закона о чистоте пищи (Кашрут), без боязни осквернения можно было употреблять только молочные продукты. Одно из праздничных блюд всегда готовится из молока и меда: оно напоминает о "земле, в которой течет молоко и мед" (Второзаконие 26, 9). По традиции к праздничному столу подаются творожные ватрушки.

Как и большинство крупных праздников, Шавуот отмечается в течение семи дней.


7 сивана: Второй день Шавуот; чтение свитка книги Руфь

Отмечается только в диаспоре.

1 - 2 таммуза: День кончины Иосифа Праведного

В этот день совершается паломничество к могиле Праведного Иосифа, сына Иакова, которая находится в Сихеме (совр. Навлуз). Это место в равной степени почитается христианами и мусульманами.


17 таммуза: Шива асар бе-Таммуз (Пост 17 таммуза)

Один из четырех постов, установленных в память о захвате Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II в 597 г. до Р.Х. Осада города началась 10 тевета; 17 таммуза были проломлены городские стены и взят Иерусалим. А через три недели, 9 ава, произошло самое трагическое событие - поджог Иерусалимского Храма.
В течение трех недель, от 17 таммуза до 9 ава, соблюдается строгий траурный пост, во время которого не разрешается устраивать свадьбы, стричь волосы, есть мясное и пить вино (2 Царств 25, 4).


5 ава: День памяти раввина Ария из Цефата

Паломничество к могиле раввина Ария, находящейся в Цефате. Он жил в XVI веке и считается одним из самых известных знатоков каббалы.


9 ава: Тиша бе-Ав (Пост 9 ава)

9 ава считается самой печальной датой календаря, поскольку с ней связаны многие трагические события еврейской истории.

9 ава 597 г. до Р.Х. вавилонским царем Навуходоносором II был сожжен Первый Иерусалимский Храм. Ровно через 700 лет, 9 ава 70 г. римляне разрушили Второй Храм. Восстание против римлян под предводительством Бар Кохбы (132 - 135 гг.) закончилось поражением 9 ава: в этот день пал город Бейтар - один из крупных центров по изучению Торы. И в этот же день исполнилось пророчство Михея о том, что ?Сион распахан будет как поле¦ (Михей 3, 12): участок, на котором возвышался Иерусалимский Храм, был полностью распахан.

Ряд известных трагических событий, произошедших уже в более позднее время, тоже связаны с датой 9 ава: это изгнание евреев из Англии в 1290 г., из Испании в 1492 г. и уничтожение Варшавского гетто в 1943 г.

Пост Тиша бе-Ав начинается накануне с заходом солнца и длится целые сутки. Молитвы в этот день положено читать так, как во время траура по близкому родственнику: сидя на полу или на низких скамейках, без обуви. Во время поста запрещено не только веселиться, есть, пить и мыться, но и изучать Тору (поскольку ?слова Торы радуют сердце¦), за исключением текстов, повествующих о страданиях еврейского народа.


12 ава: Шаббат Нахаму (Суббота Утешения); Паломничество к пещере пророка Илии на горе Кармил

В Субботу после 9 ава в синагогах читается отрывок из книги пророка Исайи, начинающийся со слов: ?Утешайте, утешайте народ Мой¦ (Исайя 40, 1). Поэтому этот день получил название Шаббат Нахаму (?Суббота Утешения¦).

В последнее время появился обычай по окончании Шаббат Нахаму совершать паломничество на гору Кармил, к пещере, в которой некогда пребывал пророк Илия, поскольку с его именем связано обетование спасения.


15 ава: Праздник винограда

Традиционный еврейский праздник, во время которого молодые девушки устраивают игры и танцы в виноградных садах. В этот день многие молодые пары устраивают помолвку.


18 ава: День памяти мучеников из Трафата в Хевроне

День памяти о евреях, убитых арабами во время восстания в Хевроне в 1929 г. (18 ава 5698 г).


21 ава: День кончины раввина Адмора из Белза

В этот день многие совершают паломничество к могиле раввина Адмора, которая находится на Горе Мира в Иерусалиме.


1 элула: Молитвы Слихот (Покаяния); канун новолетия

В месяц элул Всевышний простил народ Израиля за поклонение тельцу - поэтому элул считается месяцем покаяния и обращения. Как указано в Священному Писании, пророк Моисей провел 40 дней на горе Синай, где и получил Тору. Традиционо считается, что это произошло в период между 1 элула и Днем Искупления (Йом-Киппуром), 10 тишрея. Восточные евреи (сефарды) начинают читать молитвы покаяния, Слихот, с 1 элула, в то время как евреи Центральной и Восточной Европы (ашкенази) читают их только в конце Шаббата перед праздником Нового Года, то есть 1 тишрея. Во все дни месяца элул в синагогах трубят в шофар, чтобы пробудить людей к покаянию и обращению перед приближающимся Йом-Киппуром.


3 элула: День памяти раввина Авраама Кука

Авраам Кук был верховным раввином в период британского мандата над Палестиной (1921 - 1935 гг.).

Конец элула: Молитвы Слихот на исходе Шаббата перед Новым Годом

Евреи, живущие на Западе, читают в синагогах молитвы покаяния Слихот вечером на исходе Шаббата перед Новым Годом.


29 элула: Эрев Рош а-Шана (канун Нового Года)

В этот день проводят необходимые приготовления для новогодних торжеств, совершают омовение в микве - особом бассейне (или купели), посещают кладбища. 29 элула принято также расторгать браки. Период между Новым Годом и Днем Искупления называется Днями трепета.

 

 


 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com