Rambler's Top100

Мир религий

"В некоторых поражениях больше триумфа, чем в победах. "
 Монтень    

















События
Религия и общество
Досье
Лексикон
Зеркало прессы
Календарь
Библио
Афиша


Архив


  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс  

1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
    
   


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

 

Зороастризм 

Версия для печатиСохранить

Религия, которая получила широкое распространение в древности и в раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и в странах Ближнего Востока, а в настоящее время сохраняется у парсов в Индии и гебров в Иране.

Основателем зороастризма был древнеиранский пророк Зороастр (Заратустра), который жил примерно в VIII-VI вв. до н.э. По имени этого пророка созданное им учение и получило свое название. Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге - "Авесте".

По своему характеру зороастризм существенно отличался от современных ему религиозных систем Месопотамии и Египта, и прежде всего своей этической направленностью. В зороастризме отчетливо проявляется идея о Едином Боге и противопоставляются два вечных начала - добро и зло, борьба между которыми составляет основу мирового развития.

Идеи зороастризма отражают особенности национальной психологии древних персов и рационалистический характер их мышления. Основные положения зороастризма можно свести к следующему: вера в верховного, или единого бога Ахурамазда (позже Ормузда); учение о существовании в мире двух извечных начал - добра и зла; практический характер благочестия, целью которого является уничтожение зла в этом мире; этическое содержание обрядов и отказ от практики жертвоприношений; учение об особой роли государства и священном характере верховной власти.

Именно эти черты зороастризма позволили персидскому царю Дарию I (522-486 гг. до н.э.) сделать эту религию государственной и обязательной для всех подданных. Повсеместное распространение зороастризм получил и в результате роста политического влияния тех областей Ирана, где он был исконной религией. Роль зороастризма была далеко не последней в деле создания огромного по территории Персидского государства.

Согласно преданию, Заратустра (досл. "богатый верблюдами") был сыном знатного государственного чиновника. Легенды "Авесты" подробно описывают обстоятельства рождения и жизнь этого человека. Когда мать Заротустры была беременной и ей во сне угрожали черты и змеи, еще не рожденный сын помог ей избавиться от нечистой силы и разогнал силы мрака. Сразу после своего рождения Заратустра засмеялся, чем проявил свою необыкновенную сущность. В детстве Заратустру постоянно одолевали демоны, и особенно царь злых духов, но при момощи магических средств он успешно отражал их нападения. Когда, став юношей, Заратустра отказался от магии, он сразу получил во сне призыва к пророчеству. Ангелы относят его на небо, где верховный бог Ахурамазда дает ему мудрость всего мира.

"Авеста" делится на три части: Ясна, Яшт и Вендидат. В Ясне ("книге жертв") собраны песнопения и гимны, которые исполнялись во время жертвоприношений. В Яште ("книге песен") объединены гимны, рассказывающие о Заратустре, а также о богах и героях древности. Вендидат ("книга закона") содержит правила очищения, этические предписания и право. Эти три книги дополняет и комментирует Бундегеш - собрание мифов и сказаний.

В религии древних персов верховным божеством считался Ахурамазда (или Ормузд), который в самом начале мироздания имел материальное тело, но сделал из него Вселенную и остался только в своей духовной сущности. Ахурамазде присущи совершенное познание и умение безошибочно различать добро и зло. Он состоит из трех начал: святости, чистоты и справедливости. Сотворив мир, Ахурамазда и его дух Спента-Манью (Святой дух) стоят во главе сил добра, покровительствуют благочестивым и охраняют всю природу. Ахурамазду окружают "семь бессмертных святых" - персонификации благих качеств и добродетелей: благая мысль, лучшая справедливость, вожделенное царство, святое смирение, здоровье, совершенство и бессмертие, послушание. Они также не имеют материального облика. С помощью Спента-Манью и "семи бессмертных святых" Ахурамадза руководит природой и людьми. В природе ему также помогают рату - особые надзиратели за миром животных (надзирателем четвероногих в зороастризме считается заяц).

Другими важными персонажами "Авесты" являются бог Митра, богиня Анагита и духи фраваши. Бог Митра ("верность", "клятва") следит за соблюдением верности, клятвы, благочестия и сурово карает за их нарушения. Он же считается божеством света и судьей мертвых. Анагита - могущественная богиня воды и плодородия. Ей посвящаются многочисленные обряды, связанные с сезонными полевыми работами. Фраваши - духи-хранители каждого человека.

Однако могущество Ахурамадзы изначально ограничено силами зла, которые возглавляет дух-разрушитель Ахриман (Ариман). Ахурамазда ведет с Ахриманом постоянную борьбу, но ее исход всецело зависит от помощи людей - от того, насколько людям удастся преумножить в мире доброе начало. Человек обладает полной свободой выбора и в этой борьбе может встать на любую сторону, но совместное усилие приверженцев истинной веры все же приведет к конечной победе сил добра. Ахриман возглавляет воинство дайвов - демонов зла, мучений и бедствий. Ему подчиняются все ведьмы, бесы и чудовища, которые властвуют над людскими пороками. Дайвы обитают в подземном мире, имеют множество обличий и могут вселяться в любое существо. Более всего дайвы любят воплощаться во внешних врагов государства, поэтому борьба с соседними государствами и захват их территорий рассматривался древними персами не как порабощение мирных людей, а как уничтожение злых демонов - т.е. борьба за добро. Конечная цель дайвов - захватить власть над всем миром, и этот захват они начинают с природы, устраивая стихийные бедствия. Но главным объектом, на который направлены их действия, являются люди. Для уничтожения благочестивых людей Ахриман придумал 9999 болезней, включая нравственные. Он же изобрел и смерть, но старается поразить ею не все человечество, а только верных Ахурамазде - поэтому раньше и чаще умирают хорошие и храбрые люди.

Культовые обряды зороастризма совершаются жрецами, в сословие которых доступ всегда был открытым. Обряды зороастризма отличает их суровый и печальный характер. Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости - арты. Священный огонь поддерживается в храмах и домах в особом месте, где зажигаются особые ароматические палочки с заклинаниями и молитвами. Угасание священного огня не допускается, поскольку это означает наступление сил мрака. Огонь, как священный атрибут, не должен гореть рядом с умершим и на время прощания с покойным огонь переносится из дома в особое место.

Священными объектами в зороастризме считаются также вода и земля. Долгом каждого верующего является удаление из воды любого мертвого организма. Вода, в которой обнаружено мертвое существо, на некоторое время считается нечистой и ее использование (не только для питья, но и для хозяйственных нужд) категорически запрещается. Не менее строго соблюдается и чистота земли: на земле, где обнаружены непогребенные и начавшие разлагаться останки животного, запрещается вести полевые работы. Поэтому и древние персы, и современные последователи зороастризма самым строжайшим образом следят за состоянием своих водоемов и земельных участков.

Важное значение в традиции зороастризма имеют и обряды очищения человека. Правила предписывают верующему тщательно следить за чистотой своих ногтей, волос, зубов и ежедневно совершать обрядовое омовение. В древности для обряда омовения использовалась не только вода, но и бычья моча.

Но главным считается очищение души. Для этого в зороастризме широко применяется самобичевание, а также уничтожение "нечистых" животных (змей, лягушек и скорпионов) и разведение "животных Ахурамазды", прежде всего собак. Одним из наиболее действенных способов очищения души считается безвозмездное и добровольное участие в общественно-полезных работах, таких, как прокладка каналов, строительство мостов, вспашка и разрыхление земли и изготовление орудий труда. Большое значение для очищения имеет также благотворительность и помощь бедным.

Смертными грехами в зороастризме считаются: воровство, грабеж, создание преград для продвижения скота и обман, а добродетелями - правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, миролюбие, смирение и сострадание.

Смерть человека, имеющего бессмертную душу, как таковая не страшна, страшно лишь зло, совершаемое им при жизни. В момент смерти человека в его дом обязательно являются демоны, которые стараются захватить души даже хороших людей. От них можно спастись только посредством обряда очищения, который совершают родственники покойного. Если человек умер в одиночестве, к нему на помощь могут прийти собаки, отгоняющие своим лаем злые силы. Своеобразной является и форма захоронения. Зороастрийцы хоронят усопших в особом сооружении - дакме ("башне молчания"). Дакма представляет собой высокую полую башню, на вершину которой заносится тело покойного, где его расклевывают грифы. Останки трупа под действием времени и природных явлений обращаются в прах и проваливаются внутрь башни через решетку. Когда дакма наполняется доверху, ее оставляют как запретное место и строят новую. Спустя годы старая дакма разрушается и сравнивается с землей. Тот, кто берет на себя труд разрушить старую дакму, получает полное отпущение всех грехов, как прошлых, так и будущих. Такой тип захоронения связан с традицией почитания всего живого - ни огонь, ни вода, ни земля не должны касаться трупов.

После смерти душа человека попадает к богу послушания, который отводит ее к Митре, оберегая от демонов. Митра вершит суд, на котором грехи и добрые дела умершего взвешиваются на особых весах. Весы находятся "за спиной" души и приговор суда ей не сообщается. Затем душа проходит по мосту над пропастью: если ей суждено попасть в рай, то мост остается под ее ногами широким и прочным; если душа осуждена на адские муки, то после первых шагов мост обращается в тонкую нить и душа срывается в пропасть, где находится ад.

В зороастризме есть и учение о конце света. Конец света будет ознаменован затмениями, землятрясениями и бурями. Людские страдания будут умножаться и государство попадет под власть демонов - внешних врагов. Но в это время на земле родится сын Заратустры, который победит демонов, после чего наступит царство света и время земного бессмертия человека, когда пища станет ему не нужна. С наступлением всеобщего благоденствия большинство людей вновь отпадет от истинной веры, что позволит Ахриману вновь начать свое наступление. После того как появится герой, который убьет дракона, насланного Ахриманом, наступит тысячелетнее царство Ахурамазды. В преображенном облике восстанут Заратустра, первый человек Гайомард и первая пара - Машна а Машиян, а вслед за ними в и все люди. Тысячу лет будет вершиться новый суд - общий и гласный. Грешников вновь осудят на адские муки, а праведники обретут рай. Но теперь для наказания в аду будет отведено только три дня, после чего вся земля расплавится и снова возродится. Все люди тоже возродятся и станут добрыми и благочестивыми. Ахурамазда окончательно победит Ахримана, а все живущие обретут совершенство и бессмертие и наполнят собой всю Вселенную.

Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством его личного спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный зороастризмом. "Добрая мысль", "доброе слово" и "доброе дело" - вот главные орудия в борьбе со злом. Особое значение в зороастризме придается умножению материальных благ - от разведения скота до крупного предпринимательства, и произведению потомства, что умножает воинство доброго начала. Поэтому зороастризму всегда был чужд аскетизм.

Зороастризм занял господствующее положение в Древней Персии во время правления династии Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.) и окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах (III- VII вв. н.э.). После арабских завоеваний зороастризм еще около четырех веков продолжал играть значительную роль в Иране и соседних странах. В начале средних веков многие литературные памятники зороастризма были переведены и записаны на персидском языке, а в IХ в. составлена общая энциклопедия зороастризма - Денкарт. В VII-Х вв., когда в Иране началось активное насаждение ислама, многие последователи зороастризма переселились в Индию, где основали свои общины. Потомки этих переселенцев - парсы, в настоящее время проживают в индийских штатах Махараштра и Гуджарат (30 тысяч человек) и в Пакистане (10 тысяч человек). В Иране зороастризм исповедуют гебры, образующие самостоятельную этническую группу в несколько тысяч человек, которая проживает в Йезде и Кермане. В отличие от других народов Индии и Ирана, парсы и гебры сильно европеизированы. Они преимущественно заняты в сфере торговли, предпринимательства и управления и заметно выделяются высоким уровнем своего благосостояния. Парсы и гебры имеют свои религиозные общины, возглавляемые жрецами, храмы и кладбища, но их релегиозная жизнь, как правило, скрыта от иноверцев.

Борис Малышев

 

 

 



© Мир Религий
Обратная связь с редакцией сайта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) обязательна.
NEWSRU.com - cамые быстрые новости. Фото и видео дня.
Newsru.ua: вся Украина, новости Украины
Заголовки: газеты и СМИ
Женский журнал о моде и красоте
все о Москве на сайте Newsmsk.com